Технология управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management, PLM) все шире используется промышленными предприятиями. Недавно компания Dassault Systemes (DS) предложила следующую верcию данной концепции — PLM 2.0. О возможностях этой новинки, способах ее реализации и текущей ситуации в мире PLM научному редактору PC Week/RE Еленe Гореткиной рассказывает Лоран Вальрофф, глава российского офиса DS.

PC Week: Чем PLM 2.0 отличается от традиционной технологии PLM?

Лоран Вальрофф: В начале 2000-х наша компания выдвинула идею управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management, PLM), направленную на предоставление доступа к информации об изделии всем участникам процесса его создания, включая производственников, партнеров, смежников и даже ремонтников. Сейчас мы называем этот подход PLM 1.0. В прошлом январе мы объявили о следующем этапе развития технологии управления жизненным циклом изделия и представили концепцию PLM 2.0, которая включает три новинки: технологии для расширения возможностей коллективной работы за счет использования интернет-технологий; средства реалистичного моделирования, т. е. проверки поведения изделия с учетом его использования; функции lifelike experience для получения пользователями реалистичных впечатлений о продукции, с их помощью можно проводить виртуальное испытание поведения продукта в контексте его применения.

PC Week: Еще далеко не все предприятия внедрили традиционную технологию PLM. Зачем понадобилось ее расширять?

Л. В.: Концепция PLM 2.0 направлена на решение новых задач, которые еще только выходят на первый план. Во-первых, мы прогнозируем рост значения виртуального представления продуктов для оценки их влияния на окружающую среду. Сейчас вся промышленность движется в сторону sustainable design — проектирования с учетом требований экологии.

Во-вторых, увеличивается значение сетевых сообществ. Очевидно, что в скором будущем Интернет станет неотъемлемым источником информации при разработке изделия. Например, уже сейчас производители автомобилей начитают собирать через Сеть пожелания потребителей о том, что они хотят получить в новых моделях. К тому же люди постоянно обсуждают в сообществах всевозможные продукты.

В-третьих, мировая экономика развивается в сторону глобализации. Большие предприятия хотят проектировать, производить и продавать изделия в любой точке мире. Для этого им нужны инструменты, позволяющие быстро создавать новые инженерные центры и объединять их в единое виртуальное сообщество, работающее по единым методикам и стандартам. Это очень актуальная тенденция.

В-четвертых, в связи с ростом популярности аутсорсинга ширится торговля знаниями. Другими словами, производители все чаще используют интеллектуальную собственность специалистов, которые работают в других организациях. Как объединить эти независимые инженерные центры для работы над общей задачей и при этом защитить интересы каждого участника процесса? Эти и другие задачи позволяет решать PLM 2.0.

PC Week: Какими программными средствами реализуется PLM 2.0?

Л. В.: Для реализации PLM 2.0 мы выпустили платформу V6. Важно, что вся она построена на единой инфраструктуре ENOVIA Foundation, которая основана на технологии MatrixOne * с поддержкой интернет-стандартов и использует унифицированную модель данных. Это облегчает индексацию, поиск и обработку информации, созданной в разных приложениях. Под приложениями мы подразумеваем системы, в которых создаются данные: CATIA для конструкторского проектирования, DELMIA для цифрового производства, SIMULIA для инженерных расчетов. Раньше каждое из этих приложений использовало свою модель данных. А теперь единая модель существенно упрощает управление всей системой и позволяет повысить степень интеграции. Большое значение имеет и то, что основой V6 служит сервисно-ориентированная архитектура (SOA), облегчающая интеграцию с внешними корпоративными системами — PDM, CRM, ERP и т. д.

Хочу также подчеркнуть, что, выпуская платформу V6, мы не прекращаем развитие ее предшественницы — V5, а будем ее поддерживать и обновлять еще долгое время.

PC Week: Что вы предлагает сегменту СМБ?

Л. В.: У нас предусмотрен упрощенный вариант ENOVIA V6 на основе SmarTeam. Сейчас в Германии и Франции идут пять пилотных проектов внедрения этого варианта. На основе полученного опыта мы подготовим типовые настройки ENOVIA V6 и методики внедрения для СМБ.

В V5 уже есть такие типовые решения — SmarTeam Design Express и SmarTeam Engineering Express. Благодаря упрощенной структуре БД и зафиксированным атрибутам их можно внедрить всего за 15—20 дней.

PC Week: Какие меры вы предусмотрели для упрощения перехода с V5 на V6?

Л. В.: Если пользователь V5 хочет перейти на V6, то ему следует для начала внедрить SmarTeam Design Express или SmarTeam Engineering Express, в которых есть БД, настроенные таким образом, чтобы облегчить перенос данных на ENOVIA V6. И хотя полностью автоматизировать этот процесс вряд ли удастся из-за того, что каждый заказчик всегда достраивает свою БД для повышения уровня детализации проектной информации, мы постарались существенно упростить переход. По нашим оценкам, за счет использования вышеупомянутых систем можно сократить затраты на миграцию в 3—5 раз.

Решение 3DLive является стандартной системой поиска и навигации, поэтому мы предлагаем работать с ним для более логичного перехода на V6.

Кроме того, мы уже подготовили ряд типовых сценариев, рекомендаций и средств автоматизации переноса данных, с помощью которых заказчик может заранее рассчитать нагрузку, оценить временные и финансовые расходы. Причем это инструменты для перехода не только с V5, но и с систем других производителей — например, с Metaphase, поддержка которой прекращается, и пользователи ищут ей замену. Сейчас эти сценарии используются в первых пилотных проектах.

Что касается системы CATIA, то переход на версию V6 не представляет особых сложностей, потому что геометрический механизм и пользовательский интерфейс почти не изменились. Поэтому c помощью CATIA V6 можно работать с данными, созданными в V5 и даже V4.

PC Week: Как продвигается переход на V6 в мире и в России?

Л. В.: Ряд заказчиков уже выбрали платформу V6 для пилотного проекта. Есть примеры из разных отраслей. Скажем, компания Renault запускает проект перехода с Metaphase на ЕNOVIA V6. В России две организации в нынешнем году планируют начать пилотный проект на базе V6: одна — из автопрома, вторая — из машиностроения. Другие наши российские заказчики собираются сначала завершить внедрение V5, получить экономический эффект и потом рассматривать переход на V6.

PC Week: Что вы делаете в плане локализации?

Л. В.: Мы русифицировали CATIA V5 три года назад и теперь переводим каждый очередной релиз, одновременно расширяя поддержку российских стандартов. Скоро выпустим библиотеку деталей в соответствие с российскими ГОСТами и методики по выпуску чертежей по требованиям ЕСКД.

Кроме того, на русский язык переведены SmarTeam V5 и DELMIA V5. На очереди — система подготовки электронной документации 3DVia Composer. Но главный проект на сегодня — русификация ENOVIA V6. Планируем выпустить первые модули на русском языке уже в этом году.

PC Week: Как экономический кризис повлиял на ваш бизнес в мире и в России?

Л. В.: В мировом масштабе мы почувствовали кризис в конце прошлого года и в результате в 2008-м финансовом году не смогли достичь запланированного оборота в 2 млрд. долл. — получили 1,97 млрд. долл. Но тем не менее наша компания, единственная, наверное, в мире ИТ, не заявила о планах сокращения штата, хотя и уменьшила набор новых сотрудников.

В России мы не ощущали влияние кризиса вплоть до самого конца 2008-го. Напротив, последний квартал был для нас наиболее успешным за все четыре года работы здесь. Но зато сейчас кризис дает о себе знать. Мы закрыли все контракты, которые могли, но ни один из них не был перенесен на 2009-й. Причина — проблемы с финансированием. Даже если предприятие приняло и одобрило бюджет на проект, это не значит, что на него будут выделены деньги. Раньше такого не бывало. Если решение о внедрение принималось, то трудностей с оплатой не возникало. А теперь даже принятый проект может откладываться, и это серьезно затрудняет планирование бизнеса.

Кризис отразился и на затратах на техническое обслуживание. Российских заказчиков и раньше было непросто убедить выделять бюджет на поддержку, но в последнее время произошли положительные сдвиги. Теперь все повторилось снова. А ведь поддержка позволяет существенно сократить затраты на переход на платформу V6, поскольку в случае ее отсутствия придется заново приобретать лицензии.

PC Week: Какие антикризисные меры вы предпринимаете в такой ситуации?

Л. В.: Действуем по двум направлениям. Во-первых, стараемся защитить инвестиции в PLM у заказчиков. Поскольку наблюдается тенденция прекратить или заморозить начатые проекты, мы пытаемся убедить клиентов выделить ресурсы на продолжение внедрения. Во-вторых, помогаем реселлерам покупать ПО за счет рассрочки платежей и других мер.

PC Week: Изменились ли ваши планы работы в развивающихся регионах?

Л. В.: Мы продолжим инвестировать в развивающиеся страны, так как считаем, что в будущем они станут источником роста продаж. Например, в России мы набираем новых людей и продолжаем локализацию продуктов, хотя и понимаем, что в ближайшее время нам вряд ли удастся сохранить здесь прежний темп роста продаж.

Эта политика связана с нашим общим подходом к диверсификации бизнеса. Мы не только выходим на новые рынки, но и расширяем охват отраслей. Дело в том, что в наших традиционных областях — автопроме, авиапроме и машиностроении — наблюдается спад. Поэтому мы решили выходить в другие растущие отрасли — высокие технологии, строительство, производство потребительских товаров, выпуск фасованных продуктов широкого потребления, бионауки и т. д.

Это стало возможно потому, что PLM начинает использоваться в новых дисциплинах, которые раньше не применяли эту технологию. В России это тоже происходит, и мы уже ведем переговоры с холдингами, занятыми в области биологии и нанотехнологий.

PC Week: Применяете ли вы новые методы продвижения программ — аренда ПО и “ПО как сервис”?

Л. В.: На Западе аренда ПО и раньше пользовалась спросом. В последние годы ее доля в доходах стабильно составляла 5%, а сейчас этот показатель растет. Но российские заказчики до сих пор не очень интересовались арендой ПО, предпочитая покупку лицензий. Однако с начала нынешнего года некоторые организации захотели взять ПО в аренду. Видимо, в связи с проблемами в области финансирования они оценили главное преимущество такого подхода — возможность контролировать затраты. Ведь плата за аренду напрямую входит в себестоимость проекта, и заказчик может привязывать затраты на инженерные работы к получаемому от них доходу и к сроку заказа: если он рассчитан на два года, то и ПО можно взять на это время.

Что касается модели “ПО как сервис” — SaaS, то платформа V6 позволяет реализовать такой подход благодаря своей архитектуре. Сейчас мы ведем эксперименты с международными компаниями, чтобы понять, как предлагать и внедрять такой метод. Ведь если вы работаете с СATIA прямо через браузер, то все данные будут храниться не на вашем компьютере, а где-то “в облаке” или на корпоративном сервере. Поэтому возникает целый ряд вопросов: как защитить эти данные, кому они принадлежат, как определять стоимость сервиса и т. д. Другими словами, нужно решить ряд проблем, но не технических, а организационных.

PC Week: Спасибо за беседу.

* MatrixOne — система управления инженерными данными (PDM), полученная компанией DS в результате покупки одноименной фирмы в 2006 г.

Версия для печати (без изображений)