Российская экономика оживает после спада и стагнации, и, как ожидается, немалую роль в этом процессе будет играть развитие национального кораблестроения, которое считается одной из самых наукоемких и технологически насыщенных отраслей промышленности.

Как бы подтверждая эту мысль, 25-26 апреля в Санкт-Петербурге прошел семинар под названием “Решения IBM и Dassault Systems для судостроения”. На нем присутствовало около 300 специалистов из Петербурга, Москвы, Твери, Николаева (Украина), а также топ-менеджеры компаний IBM (www.ibm.com) и Dassault Systems (www.dsweb.com), представившие оригинальные, проверенные на практике решения.

На форуме обсуждались аспекты развития и практического применения в судостроении системы CATIA (Computer Aided Three-dimensional Interactive Application, www.catia.ru) - одной из самых распространенных САПР высокого (для корпоративных заказчиков) и среднего уровня. Эта комплексная система обеспечивает автоматизированное проектирование (CAD), технологическую подготовку производства (CAM) и инженерный анализ (САЕ), позволяя выполнять трехмерное моделирование, программную имитацию сложных технологических процессов, и располагает единой базой данных текстовой и графической информации. Важно отметить, что CATIA представляет собой систему с открытой архитектурой, легко интегрирующуюся с системами других разработчиков.

Как подчеркнул Франсис Бернар, основатель компании Dassault Systems и руководитель направления автоматизации проектирования судов, система CATIA предоставляет возможность эффективно решать все задачи технической подготовки производства - от внешнего (концептуального) проектирования до выпуска чертежей, спецификаций, монтажных схем и подготовки управляющих программ для обработки деталей на станках с ЧПУ.

Г-н Бернар рассказал о практическом применении системы CATIA в мировом судостроении, подчеркнув, что создавать специализированную весьма дорогостоящую САПР для этой отрасли экономически неоправданно, поскольку серийность однотипных судов, как правило, ограничивается единицами и десятками, а часто проектируются уникальные корабли, представляющие собой чрезвычайно сложные инженерные сооружения, состоящие более чем из 1 млн. деталей, а например, в одной автомашине насчитывается порядка тысячи деталей. Поэтому при внедрении системы CATIA на судоверфи идет тесная работа с конструкторами корабля, в результате чего создаются дополнительные специализированные программные модули, выполняющие необходимые заказчику функции. Наиболее сложным объектом для разработки, изготовления и эксплуатации является подводная лодка. Использование CATIA, по словам г-на Бернара, позволяет сократить затраты на проектирование примерно на 30%.

Одна из самых непростых проблем при проектировании и строительстве такого сложного сооружения, как современное судно, - координация и синхронизация взаимодействия (включая постоянный обмен данными) головной организации (подрядчика) с многочисленными специализированными организациями (субподрядчиками). Для ее решения фирма IBM, осуществляющая вместе с партнерами комплексную поддержку системы CATIA, предлагает использовать концепцию управления жизненным циклом изделия PLM (Product Lifecycle Management).

В качестве базовых программных продуктов, предназначенных для формирования полной информационной среды, начиная от разработки надводного или подводного судна до его постройки, ввода в эксплуатацию и заканчивая его утилизацией (по окончании срока службы), специалисты IBM предложили системы CATIA, ENOVIA, DELMIA и SmarTeam.

ENOVIA облегчает решение задач масштаба предприятия, обеспечивая управление полнофункциональной распределенной цифровой моделью продуктов, процессов и ресурсов, позволяя с помощью канала электронного жизненного цикла продуктов многократно использовать корпоративные знания.

DELMIA предоставляет возможность определять и моделировать низкоуровневые производственные процессы.

Программный продукт SmarTeam предназначен для управления конструкторскими и технологическими данными, закупками, планированием производства и т. п.; он имеет удобный интерфейс, легко настраивается и может интегрироваться с различными САПР и с MS Office.

Опытом применения CATIA поделился представитель судоремонтного завода “Звездочка” (г. Северодвинск) В. Еркаев, рассказав о пилотном проекте по изготовлению с помощью CATIA V5 цифрового макета машинного отделения судна.

По завершении семинара состоялась церемония открытия “Центра решений для судостроения” (SCC - Shipbuilding Competency Center), учрежденного партнерами - компаниями IBM, Dassault Systemes и ПсбГМТУ. Предполагается, что основная деятельность SCC будет сосредоточена на внедрении современных и перспективных ИТ, в первую очередь решений PLM и CATIA, в российское кораблестроение.

По мнению директора SCC, доцента ПсбГМТУ Алексея Липиса, “сегодня у российского судостроения появилась уникальная возможность начать полномасштабное внедрение в этой отрасли передовых ИТ, которые базируются на системах, предложенных альянсом IBM и Dassault”. Он подчеркнул, что применение этих решений на практике позволит отечественным корабелам ликвидировать существующее на сегодняшний день отставание в области внедрения PLM. По словам г-на Липиса, уже сейчас SCC имеет большой портфель заказов от судостроителей на внедрение PLM-технологий. В дальнейшем это совместное предприятие будет заниматься созданием высокопроизводительной информационной среды обмена данными между смежниками, вовлеченными в процесс создания судов. По мнению Алексея Липиса, использование решений PLM и интегрированных CAD/CAM/CAE-систем конструирования и технологической подготовки производства позволит вывести российское судостроение на современный уровень.

IBM: (095) 940-2000.

Версия для печати