Минуло полгода со дня официального выпуска на рынок одного из ключевых для бизнеса Microsoft продукта — настольной операционной системы Windows Vista. Это неплохой повод обсудить результаты ее продвижения и, что еще важнее, планы развития данной ОС. Речь идет не о праздном, а о вполне деловом интересе к вопросу, который волнует огромную армию тех, кто так или иначе имеет дело с ПК, -- ИТ-поставщиков, ИТ-специалистов и конечных пользователей. Именно тема бизнес-планов Microsoft в отношении клиентских операционных систем Windows была в центре внимания визита в Москву вице-президента этой корпорации и руководителя ее подразделения Windows Business Group Билла Веете.

Оценка продвижения Windows Vista самой Microsoft очень уверенная: полный успех. Еще в мае, когда прошло 100 дней с момента ее появления, корпорация объявила, что уже продано почти 40 млн. лицензий Windows Vista, что является лучшим показателем для продаж ОС за всю компьютерную историю. При этом 78% поставок приходятся на наиболее полные версии системы для корпоративных и частных пользователей. Г-н Веете подтвердил эту оптимистичную динамику, сказав, что за шесть месяцев продано уже свыше 70 млн. лицензий. Что касается России, то, по словам руководителя отдела по продвижению клиентских ОС “Майкрософт Рус” Павла Кузьменко, здесь также поставки Windows Vista растут быстрее, чем Windows XP за аналогичный период с момента ее выпуска.

Но как же эти оптимистичные заявления соотносятся с высказываниями экспертов и публикациями в СМИ о том, что выпуск Windows Vista почти не повлиял на уровень продаж ПК и что корпоративные заказчики не очень спешат переходить на новую ОС? На мой взгляд, тут нет никакого противоречия.

В том, что поставки Vista превосходят по абсолютным значениям аналогичные показатели Windows XP, нет ничего удивительного: ведь за пять с половиной лет с момента выпуска последней общее число пользователей ПК увеличилось в мире как минимум раза в полтора. Так что для адекватного сравнения динамики продаж Vista и XP нужно брать не абсолютные, а относительные характеристики (приведенные к размеру инсталлированной базы). Но, к сожалению, таких данных Microsoft не приводит.

Что касается того, что предприятия не спешат с переходом на новую ОС, то так было всегда, и это имеет очевидное объяснение: корпоративный рынок является самым консервативным (как известно, первыми новые программные продукты осваивают эксперты, журналисты, разработчики ПО и студенты). Это определяется не только тем, что компании ждут, когда продукт станет более стабильным в плане надежности. Тут важнее другое: смена технологий происходит лишь в момент, когда старые перестают отвечать потребностям бизнеса. Хорошо известно, что переход осуществляется, как правило, через версию; в частности, с Vista будут работать те, кто сегодня использует Windows 2000.

Кроме того, понятно, что переход на Vista потребует более серьезных затрат от заказчиков (от смены оборудования до переобучения пользователей) по сравнению с XP, так как в данном случае речь идет о смене не просто версий, а, скорее, поколений ОС. Кстати, учитывая эти реалии, Microsoft продолжает полномасштабную поддержку Windows XP: практически все ее новые клиентские технологии могут работать с этой ОС.

Относительно же ПК можно сказать, что тут сейчас важнее не столько увеличение объемов, сколько качественные изменения в структуре продаж — с появлением Vista пользователь вынужден приобретать более мощную технику на базе новейших аппаратных технологий.

Все эти соображения подтверждаются и данными Microsoft: до сегодняшнего момента в России доля продаж редакций Windows Vista, предназначенных для домашнего использования, заметно превосходит долю ОС для бизнеса. По мнению компании, ситуация будет выравниваться в начале следующего года, после выхода первого сервисного пакета для Vista.

Одна из наиболее обсуждаемых тем в отношении Windows Vista — проблемы с безопасностью. Однако и здесь нет ничего необычного: ОС является самым критичным и ответственным компонентом ПО в плане надежности, и основное число “проколов” в ней определяется именно на начальном этапе ее жизненного цикла. Рассматривая этот вопрос, Билл Веете подчеркнул, что Windows как наиболее массовый продукт пользуется наибольшим вниманием со стороны хакеров, которые не жалеют усилий на поиск прорех в системе. И тем не менее, по данным Microsoft, число уязвимостей в Vista, обнаруженных за первые полгода присутствия этого продукта на рынке, существенно меньше показателей за аналогичный период времени для Windows XP, а также ОС других поставщиков. К тому же новая система сбора информации о технических проблемах и автоматические интернет-службы обновления позволяют устранять найденные ошибки гораздо быстрее, чем это было для той же Windows XP. Помимо этого имеются специальные каналы доставки изменений ОС для корпоративных заказчико

в и партнеров разных категорий.

Но, конечно, пользователей и тем более корпоративных заказчиков сегодня больше интересует не то, что было, а то, что будет: каковы планы Microsoft по развитию Windows Vista. Более конкретно, когда выйдет Service Pack 1 для Vista и что он будет собой представлять. Этот вопрос тем более интересен, что компания за последние месяцы сообщала различные сведения на сей счет (см. PC Week/RE, № 33/2007, с. 14).

По этому поводу г-н Веете сообщил, что Vista SP1 выйдет в I квартале 2008 г. В ближайшее время будет выпущена бета-версия продукта, в тестировании которой примут участие более 10 тыс. ИТ-специалистов и пользователей по всему миру. С учетом полученных от них откликов в это ПО будут внесены какие-то изменения и установлена более точная дата выпуска. В целом же содержание сервисного пакета определяется с помощью различных механизмов обратной связи с пользователями, таких как Customer Experience Improvement Program (CEIP) и Windows Error Reporting (WER). Помимо устранения обнаруженных ошибок и недочетов в SP1 будет представлен ряд дополнений функционала Windows Vista, прежде всего в вопросах обеспечения безопасности и управления компьютерными ресурсами.

Версия для печати (без изображений)