Удобство громкой связи в автомобиле сумели оценить уже многие пользователи. Общение по мобильному телефону с комплектом голосовой гарнитуры — одно удовольствие. А в каких случаях громкая связь может понадобиться в рабочих помещениях?

Офисное общение

Вспомним типичную рабочую ситуацию: у руководителя компании во время коллективного обсуждения в его кабинете какой-либо проблемы возникает необходимость уточнить некий момент у отсутствующего на данном совещании подчиненного. Как это обычно делается? По телефону. Но обязательно ли при этом пользоваться телефонной трубкой? Отнюдь. Ведь в этом случае всё, что услышит руководитель, ему потом придется пересказывать находящимся в кабинете коллегам. Поэтому он, набрав телефонный номер, нажимает кнопку громкой связи, и разговор слышат все сидящие в комнате.

Функцию громкой связи, так часто встречающейся в стационарных телефонных аппаратах, обеспечивает спикерфон. И, как показывает наш пример, это устройство довольно удобно и позволяет порой экономить массу времени.

Представим теперь несколько иную ситуацию: во время разговора по громкой связи между руководителем и удаленным подчиненным один или несколько человек из сидящих в комнате пытаются вступить в дискуссию (этот вариант называется аудиоконференцией). Но сделать это с помощью спикерфона будет довольно затруднительно, если вообще возможно. Разберемся, почему.

Спикерфон прекрасно справляется с задачей персональной громкой связи на рабочем месте. Именно персональной. В силу своих конструктивных особенностей и дешевизны телефонных аппаратов встроенная громкая связь имеет ряд жестких ограничений. Главное из них — полудуплексная связь, которая не позволяет одновременно говорить и слышать удаленного собеседника. То есть говорит либо одна, либо другая сторона. Если говорить одновременно, то вообще никто никого не услышит. На нормальное коллективное обсуждение это вряд ли будет похоже.

Другая проблема спикерфона — ограниченный радиус действия — не позволит комфортно общаться по громкой связи, находясь на расстоянии более 50--70 см от телефона. Отойти от аппарата и говорить с расстояния в два метра, безусловно, можно, но вот только собеседник с другой стороны будет вас слышать очень плохо или не услышит вовсе. Дело в том, что в большинстве спикерфонов применяют недорогие микрофоны с очень посредственной чувствительностью. Если говорящий человек находится далеко от телефона, спикерфон вообще не среагирует на голос и продолжит транслировать из динамика фоновые шумы от удаленного собеседника.

Очевидно, что аудио-конференц-связь, организованная с помощью такого спикерфона, имеет массу неудобств. Поэтому проблему групповой громкой связи в офисах решают с помощью особого вида устройств — телефонных аппаратов для аудио-конференц-связи. Их еще называют конференц-телефонами. Уже не первый год на российском рынке присутствуют три ведущих поставщика такого оборудования: Polycom, ClearOne и Aethra. Недавно этот список пополнила компания Konftel.

Устройства для групповой конференц-связи стоят заметно дороже телефонных аппаратов со спикерфонами: если обычный проводной телефон с функцией громкой связи стоит около 1000 руб., то конференц-аппарат обойдется в 15—20 тыс. руб., зато и обеспечиваемое им качество связи будет намного лучше, и его технические возможности гораздо шире.

Высоким качеством звука, достигаемым благодаря полнодуплексной (full duplex) связи, и объясняется в первую очередь цена этих устройств. По сути, любой конференц-телефон — это маленький компьютер. В нем есть и микропроцессор, и память, но самое главное — ПО, реализующее сложнейшие алгоритмы шумо- и эхоподавления. Каждый производитель такого оборудования использует свои, фирменные технологии: Dynamic Noise Reduction (Policom), ClearEffect (ClearOne), OmniSound (Konftel).

Телефоны для конференц-связи подключаются практически ко всем современным каналам передачи голоса и обладают массой дополнительных функций, таких как запись аудиоконференции в цифровом формате (например, на карту памяти), возможность оперативной смены прошивки и т. д.

Радиуса действия конференц-телефонов хватает для работы в комнатах площадью до 25--30 кв. м. И это не предел. Одно из наиболее частых мест “проживания” конференц-телефонов в современном офисе — комнаты для ведения переговоров, где может быть установлено несколько столов. Обеспечить равномерную громкость в больших помещениях или на столах различной конфигурации помогают дополнительные внешние микрофоны, подключение которых поддерживают практически все модели телефонов для конференц-связи.

Внешние микрофоны поставляются как отдельно, так и вместе с конференц-аппаратами, поэтому радиус действия можно увеличивать по мере необходимости. Подключаются микрофоны к конференц-телефонам (даже к беспроводным DECT-моделям) исключительно по проводам. Совместимость обеспечивается только между оборудованием одного вендора. Средняя цена комплекта микрофонов -- 5—6 тыс. руб. за пару.

Следующий важный момент, сразу выделяющий конференц-телефоны из ряда стационарных аппаратов, — необычный дизайн. Конференц-телефон всегда стоит на видном месте: на столе руководителя, в центре стола в переговорной комнате, и его внешний вид, не говоря уже о самом факте наличия такого устройства, положительно сказывается на имидже компании в глазах ее партнеров и гостей. Не зря производители телефонов для конференц-связи даже нанимают специальные дизайнерские агентства для разработки “экстерьера” новых аппаратов.

Конференц-телефоны: сегментация рынка

В основном телефоны для конференц-связи подключаются к аналоговым телефонным линиям (модели от Polycom SoundStation2, Aethra the Voice) через обычную телефонную розетку с разъемом RJ-11. Вместе с тем отметим, что всё большую популярность у российских пользователей сегодня набирает подключение к ПК для общения через программы IP-телефонии (Skype и др.) с помощью АТА-устройств.

Современные конференц-телефоны облюбовали практически все каналы, которые человек привык использовать для общения. Громкоговорящие аппараты поддерживают DECT- и Bluetooth-стандарты (ClearOne MAX Wireless, Konftel 60W), умеют подключаться к стационарным, системным и сотовым (GSM) телефонам (Konftel 50). Существуют также модели с прямым подключением к IP-сети (ClearOne Max IP — VoIP). К сожалению, подавляющее большинство конференц-телефонов не поддерживает одновременную работу сразу по нескольким каналам связи. То есть даже если телефон может работать с этими двумя видами подключений, например с аналоговой телефонной линией и DECT,- связь в каждый конкретный момент времени будет работать только по одному каналу. Другое дело, что конференцию с несколькими удаленными участниками можно организовать и сторонними средствами -- скажем, с помощью АТС (Panasonic, Siemens) или программ IP-телефонии (Skype). Последние позволяют начать сеанс многосторонней аудио-конференц-связи чуть ли не одним движением мышки. Таким образом, подключив конференц-телефон к ПК, можно с применением специального ПО легко обсуждать проблемы сразу с несколькими интернет-абонентами.

Как выбрать конференц-телефон?

Выбор телефонного аппарата для конференц-связи производится под соответствующую задачу и тип подключения. Несколько простых примеров. Если требуется организовать качественной аналог персональной громкой связи для руководителя, то самым недорогим вариантом станет конференц-телефон с подключением к стационарному аппарату. Если громкая связь необходима в переговорной комнате, то удобно использовать устройства с аналоговым или DECT-подключением. Для громкой связи с интернет-абонентами оптимальны недорогие аппараты с USB-подключением к компьютеру.

На сегодняшний день в России представлены все ведущие мировые производители конференц-телефонов. Их аппараты различаются дизайном, функциональными возможностями и ценой. А вот качество звука у всех устройств примерно одинаково высокое.

Самый дорогой модельный ряд у лидеров американского рынка — компаний Polycom и ClearOne. Более экономичные конференц-телефоны у итальянской Aethra. В конце 2007 г. в нашу страну пришел лидер европейского рынка аудио-конференц-связи — шведская компания Konftel. Она представила широкую линейку телефонных аппаратов для конференц-связи. Кстати, Konftel – единственный вендор, в ассортименте которого есть модели, поддерживающие Bluetooth-подключение, а также проведение конференций сразу по нескольким каналам связи (например, ПК + аналоговая линия + GSM/DECT-телефон).

Розничные цены на конференц-телефоны без учета дополнительных аксессуаров (дополнительных микрофонов) колеблются в диапазоне от 13 до 35 тыс. руб. На таких устройствах, самые дешевые из которых предназначены для подключения к офисным телефонным аппаратам, минимум клавиш управления, а набор номера производится с обычного телефона. Более дорогие модели имеют свою клавиатуру для набора номера и дисплей. Следующими по цене идут конференц-телефоны с беспроводным подключением. Самые дорогие в этом классе — аппараты с прямым подключением к IP-сети.

Выводы

Конференц-телефоны — неотъемлемый элемент офисной обстановки любой современной компании среднего и крупного бизнеса. Основных областей применения конференц-устройств сегодня две: групповое общение по телефону в переговорной комнате и качественная громкая связь в кабинете руководителя.

Выглядят эти аппараты современно и стильно. Работают даже в больших помещениях. Подключаются напрямую к телефонным линиям, телефонным аппаратам и ПК. Поддерживают все популярные каналы передачи речи. Но главное — обеспечивают лучшее в своем ценовом диапазоне качество громкой связи.

Примечательна ситуация с конкуренцией на рынке конференц-аппаратов. Качество этих устройств находится на таком высоком уровне, что выбор в пользу одного или другого производителя по критерию “лучший звук” сделать практически невозможно. Вот и получается, что основных критериев выбора вендора громкой связи остается только два: внешний вид и цена.

Что нас ждет впереди? С популяризацией интернет-телефонии и дальнейшим удешевлением мобильной связи в ближайшем будущем можно ожидать новых устройств с одновременной поддержкой двух и более средств коммуникаций. Так что пути для развития, по крайней мере у большинства производителей, отнюдь не исчерпаны.