ТТК инвестировал 10 млн. долл. в автоматизированную систему расчетов за услуги дальней связи

Телекоммуникационный оператор “ТрансТелеКом” (ТТК) и системный интегратор “Микротест” сообщили о завершении внедрения в ТТК автоматизированной системы расчетов (АСР) за услуги дальней связи. Данная система обеспечит технологическую поддержку нового направления бизнеса “ТрансТелеКома” и достижение запланированных объемов предоставления услуг междугородной и международной (МГ/МН) телефонной связи с возможностью обслуживания миллионов абонентов на всей территории России.

В сентябре прошлого года ТТК приступил к оказанию услуг МГ/МН-связи. Сеть дальней связи ТТК построена с применением идеологии сетей нового поколения (NGN) на базе оборудования компании Huawei. “К 2011 г. ТТК планирует занять 8% рынка дальней связи, объем которого к тому времени составит 3 млрд. долл., — сказал Николай Диденко, первый вице-президент ТТК по развитию. — Компания в первую очередь будет ориентироваться на корпоративных клиентов и к 2011 г. намерена занять около 12—15% этого сегмента (в денежном выражении). На рынке услуг дальней связи для населения ТТК рассчитывает в 2009—2010 гг. получить порядка 5–7%”.

Чтобы успешно предоставлять своим клиентам услуги дальней связи, в ТТК было принято решение внедрить АСР на базе решений Oracle. Помимо дальней связи эта биллинговая система будет использоваться в городах и регионах для тарификации и расчетов в новых IP-сетях, которые будут построены в рамках реализации стратегии компании на розничных рынках. В числе основных задач АСР г-н Диденко назвал обеспечение работы компании с многомиллионной абонентской базой, включающей как юридических, так и физических лиц, оперативную обработку информации о продаже сервисов “ТрансТелеКома” региональными дилерами и агентами, тарификацию и биллинг предоставленных услуг в минимальные сроки.

В качестве партнера по реализации проекта была выбрана компания-интегратор “Микротест”, имеющая достаточно большой опыт построения корпоративных информационных систем, в том числе в телекоммуникационных компаниях. Выбор был сделан на основе конкурса, в ходе которого рассматривались предложения десяти с лишним крупных российских и зарубежных компаний. Часть производителей предложили более дешевые решения, однако они были ограничены по функциональности, признал Николай Диденко. В перспективе, с ростом бизнеса и развитием услуг, “ТрансТелеКом”столкнулся бы с необходимостью повторного внедрения биллинга.

Как сообщил Андрей Ларин, генеральный директор “Микротеста”, автоматизированная система расчетов за услуги дальней связи построена на базе ПО Oracle Communications Billing & Revenue Management (Oracle BRM), признанного ведущими аналитиками одним из лучших решений на рынке BSS-систем. Oracle BRM представляет собой единую платформу для тарификации и биллинга различных видов услуг связи, а также для управления взаиморасчетами с клиентами и партнерами.

Дополнительно в состав комплексной системы вошли:

  • Oracle Siebel CRM — CRM-система, автоматизирующая процессы управления взаимоотношениями с клиентами и позволяющая предоставить им и контрагентам ТТК современные сервисы самообслуживания;
  • TIBCO Business Works — интеграционная сервисная шина масштаба предприятия (ESB), обеспечивающая интеграцию подсистем АСР и включение всего комплекса в единое информационное пространство ТТК;
  • Comptel EventLink — предбиллинговая платформа, предназначенная для сбора и предварительной обработки информации об оказанных услугах связи, а также предоставления данных для анализа работы и использования сети.

Конечно, начинали всё это в “ТрансТелеКоме” не с нуля. “С 2002 г. в ТТК успешно функционирует биллинговая система Infranet компании Portal Software, используемая при работе на корпоративном рынке, — отметил Леонид Иванов, руководитель отдела информационных технологий ТТК. — Принципиальное отличие новой системы состоит в том, что ей предстоит обрабатывать данные по услугам в гораздо большем объеме — количество клиентов возрастет с нескольких тысяч до нескольких миллионов. Основной критерий выбора АСР — возможность обработки значительных объемов информации, малое время реакции системы на действия операторов и пользователей системы”.

В сфере биллинговых решений много внимания уделяется способности системы тарифицировать новые услуги, причем иногда даже сложно заранее спрогнозировать их параметры. “Наша АСР такой возможностью обладает, — продолжил г-н Иванов. — Не секрет, что в широком смысле услуги связи могут тарифицироваться по трем основным принципам: по факту, по времени, по объему предоставленной услуги. То есть если АСР способна осуществлять такую тарификацию, то мы получаем систему, удовлетворяющую наши потребности на перспективу. При появлении новых услуг необходимо только продумать алгоритм их тарификации и реализовать его настройками системы”.

Отметим, что в ходе выполнения проекта была проведена локализация Oracle BRM и осуществлено первое в России внедрение этой системы, а также сервисной шины TIBCO BW. В рамках проекта АСР интегрирована с системой бухгалтерского и финансового учета на базе Microsoft Dynamics AX, системой “клиент – банк”, электронной системой приема платежей. Дополнительно созданы интерфейсы для подключения автоматизированных терминалов по приему моментальных платежей, систем интерактивного голосового обслуживания (IVR).

Особенность внедренной в ТТК системы расчетов – ее централизация: все данные концентрируются и обрабатываются в одном процессинговом центре в Москве. Это позволяет существенно упростить управление, ускорить сбор данных и сократить сроки выставления счетов, а также упорядочить управление финансовыми потоками. Если говорить о технических характеристиках системы, то она обеспечивает поддержку до 10 млн. абонентов (это более одной трети от числа потенциальных частных пользователей МГ/МН-связи в стране), обработку до 150 млн. полезных CDR (электронных записей об оказанных телекоммуникационных услугах) в месяц, функционирование четырех каналов приема платежей и доступность в режиме 24×7.

Как утверждают исполнители проекта, особое внимание при создании системы уделено средствам повышения оперативности и качества обслуживания клиентов. Портал самообслуживания для потребителей услуг дальней связи предоставляет дополнительные возможности по информационной и технической поддержке клиентов, что несомненно увеличивает ценность комплексной АСР не только для компании “ТрансТелеКом”, но и для ее клиентов и партнеров.

Срок реализации проекта составил 11 месяцев. По словам г-на Ларина, при общей стоимости внедрения АСР около 10 млн. долл. затраты на ПО и инфраструктуру комплекса составили по 30% от общей суммы, расходы на услуги интеграции — 40%.

В настоящее время специалисты ТТК и “Микротеста” приступили к опытно-промышленной эксплуатации системы, тестируются возможности одновременной работы большого количества пользователей, использования системы через Интернет (для привлеченных агентов), разделения прав пользователей, удобство интерфейсов, корректность тарификации услуг — целый комплекс задач по проверке системы в действии. “На эти работы мы отвели два месяца, — добавил Леонид Иванов. — В конце марта мы должны принять решение о завершении опытно-промышленной эксплуатации с положительными результатами, а с апреля уже перейти к задействованию системы в полном объеме”.

Версия для печати (без изображений)