Вокруг технологий спутниковых сетей на основе VSAT возник самый настоящий бум, который докатился сегодня и до России. Преимущества спутниковой технологии неоспоримы: большая зона покрытия, высокая скорость передачи информации, возможность интеграции услуг, быстрота развертывания, экономичность. О популярности VSAT-сетей в нашей стране свидетельствуют живой интерес к ним как со стороны заказчиков, так и со стороны органов власти, а также стремление ведущих производителей оборудования для этих сетей быстрее захватить отечественный рынок. Помогает развитию рынка и тот факт, что для значительного количества наших регионов реальной альтернативы спутниковой связи просто нет. Таким образом, на рынке начинается действительно острая конкурентная борьба, даже война за потребителя.

Структура российского рынка

Под общим термином “рынок спутниковой связи” на самом деле скрывается как минимум пять основных направлений.

1. VSAT (Very Small Aperture Terminal) — предоставление абонентам связи через спутниковый сегмент с помощью терминалов с маленькой антенной (1,2–1,8 м), которые используются с начала 90-х гг. Основные лидеры: “Глобал-Телепорт” (входит в холдинг “Синтерра”), “СетьТелеком” (торговая марка AltegroSky), “ВебМедиаСервисиз” (HeliosNet), КБ “Искра”, “Айпинэт”, “Стэк.Ком”, “Русат (здесь и далее компании перечислены в порядке уменьшения занимаемой рыночной доли, по данным ComNews и исследований компании «СетьТелеком»).

2. SCPC (Single Channel Per Carrier): выделенные каналы связи, которые обеспечивают сквозное, от точки к точке, соединение для максимально быстрой передачи данных, речи и видеоинформации (так называемая чисто канальная связь, в отличие от пакетной передачи данных/речи). На профессиональном жаргоне это определяется как “тяжелый VSAT”, для которого используются наземные станции с антенной до 3,7 м. Лидеры этого рынка — “Космическая связь”, “Газком”, “Голден Телеком”, “Зонд-Холдинг”, “Сатис-ТЛ94”, “ВостокИнформКосмос”, “Синтерра”, “Московский Телепорт”.

3. Непосредственно аренда емкости — запуск спутников или перепродажа чужой емкости на борту искусственных спутников Земли. Контролируют данный сегмент компании “Космическая связь”, “Газком”, “Интерспутник”, “ГеоТелекоммуникации”, “Русат”, “Зонд-Холдинг”, “Московский Телепорт”.

4. Uplink, или предоставление услуг телепорта для “поднятия” сигнала телерадиокомпаний, размещения хабов, организации магистральных каналов и т. д. Игроки здесь практически те же самые, что и в сегменте аренды емкости.

5. Системная интеграция — продажа оборудования и строительство сетей связи “под ключ” для других организаций, которые будут их сами эксплуатировать. Наиболее крупные компании: “СайРус”, “Рэйс Телеком”, “Московский Телепорт”, “Датис”.

К сожалению, говорит Сергей Пехтерев, беда всех сегментов этого рынка, кроме VSAT и аренды емкости, общая — результаты деятельности на них очень плохо поддаются статистической обработке прежде всего из-за отсутствия четкой классификации: на рынке присутствует множество небольших компаний с годовым оборотом в 5--15 млн. долл. и совершенно непрозрачной отчетностью. Кроме того, заявляемые операторами цифры по количеству инсталлированных VSAT-станций часто отражают цифры после реализации только еще начатых контрактов (то есть даются в СМИ с отсрочкой реального строительства). Кроме того, существует проблема двойного счета. У многих операторов есть как собственные VSAT-терминалы, так и станции спутниковой связи, которые им не принадлежат, но находятся под их управлением.

В этом материале мы будем рассматривать только рынок VSAT-станций, которые в основном используются в удаленных и труднодоступных районах для организации доступа в Интернет и создания VPN-сетей. По сравнению с 2006 г. рынок VSAT по итогам I квартала 2008-го вырос более чем в 3,5 раза -- до 30 тыс. VSAT-станций. Как отмечает Арунас Слекис, никто не думал, что спутниковые решения будут настолько популярны: «Такие решения позволяют быстро развернуть свой бизнес и построить широкомасштабную частную сеть без привязки к наземной инфраструктуре. К примеру, в Северной Америке, Хьюз предоставляет общенациональную услугу HughesNet, обеспечивая не только высокоскоростной доступ в Интернет, но и поддержку таких приложений, как видео-конференция, электронно-цифровая подпись и VoIP. Корпоративные клиенты компании такие, как банки и другие используют VSAT-решения для организации основного или резервных каналов связи».

В среднем мировой рынок растет на 19,4% в год и вплотную приближается к 2 млн. инсталлированных VSAT-станций по всему миру. Арунас Слекис оценивает мировой рынок VSAT-решений в 5 млрд. долл. Сюда входят аппаратные средства, программное обеспечение, интеграционные и эксплуатационные услуги. К сожалению, Россия на нем занимает пока незначительную часть – от 2 млн. VSAT-терминалов по всему миру в России установлено всего около двадцати пяти тысяч.

Потребности заказчика

Основное развитие и в мире, и в России получили, говорит Валентин Анпилогов, VSAT-технологии так называемого интерактивного типа, характеризующиеся строгой централизацией (т. е. наличием мощной центральной станции, ЦС) и топологией сети “звезда”, в которой VSAT-станции ориентированы в первую очередь на доступ к Интернету. В данной технологии применяются положения законов массового обслуживания с использованием IP-протоколов. Вместе с тем подавляющее большинство госзаказчиков имеют иерархическую структуру. Это осложняет применение традиционной VSAT-технологии интерактивного типа, так как все коммутации осуществляются через ЦС. В результате для установления соединения между удаленным абонентом и региональным центром необходимо два спутниковых “скачка”, а это ведет к тому, что не все программные приложения заказчика могут работать качественно. Чтобы обойти этот недостаток, приходится использовать сопряжение с региональной наземной сетью и выходом на ЦС, что, правда, не всегда возможно и экономически целесообразно. Это же можно отнести и к корпоративным заказчикам, если центральный офис находится не в том мегаполисе, где расположена ЦС. Однако не секрет, что очень многие корпоративные заказчики имеют центр в Москве, где расположено подавляющее число ЦС.

Что касается компаний среднего и малого бизнеса в регионах, то VSAT-технология имеет очень высокие потенциальные возможности для организации их производственного процесса, уверен Валентин Анпилогов. Но пока стоимость VSAT-станции с учетом всех расходов высока для небольших компаний, кроме того российские операторы VSAT еще не готовы организационно и экономически предоставлять оборудование для VSAT-подключений условно за 0 рублей, окупая свои начальные затраты года за полтора-два. Поэтому говорить о массовом применении VSAT некрупными фирмами и физическими лицами пока рановато.

Между тем потребности у заказчиков разные. К примеру, государственные заказчики в основном запрашивают у операторов доступ в Интернет, поскольку телефонные каналы у них отдельные. В подавляющем большинстве случаев они строят свой VPN и внутри этого тоннеля передают данные из региональных подразделений в центральный офис. Кроме того, типовыми услугами являются VoIP и передача данных в ERP-системы. “Такие клиенты, -- отмечает Сергей Пехтерев, -- пытаются шифровать свой трафик даже в том случае, когда польза от этой услуги совсем не очевидна, в результате спуффинг, встроенный производителем в спутниковые платформы для “обмана” спутниковой задержки, не работает, а реальная скорость в спутниковом канале снижается в три-четыре раза по сравнению с ситуацией без шифрования”. Плюс к этому отметим, что порядка 20% каналов используются как резервные для основных наземных.

Предприятиям среднего и малого бизнеса, а также местным административным органам власти (например, сельсоветам) обычно интересна комплексная услуга “три в одном” — доступ в Интернет, VoIP и междугородняя телефония. Отдельные заказчики, отмечает Олег Макаров, практикуют дистанционное обучение, массовую рассылку информации т. д. “При этом чаще всего, — говорит Стефан Сулье, — подключение к центральной станции осуществляется по топологии “звезда” с негарантированной скоростью и тарификацией трафика”. Частным же пользователям в 95% случаев интересен более быстрый доступ в Интернет, чем по каналам мобильных операторов связи. Остальные 5% спроса — дешевая междугородняя телефония.

Надо сказать, что VSAT-терминал не качает информацию непрерывно, типичная наработка спутниковой станции при доступе в Интернет составляет 3--10 Гб в месяц, если терминал находится на малом и среднем предприятии, и 1--2 Гб, если он находится у частного пользователя. В среднем это составляет 0,1--1% от теоретической пропускной способности того же терминала за такой период. Поэтому если VSAT-оператор следит за своей репутацией, грамотно планирует ресурсы сети, вовремя ее расширяя, то скорость в 400--800 кбит/с должна быть доступна в его сети даже в часы пик.

Стоит обозначить и средние по рынку цены. Типовая стоимость оборудования VSAT (антенна, передатчик, модем с одним портом Ethernet, 20 м кабеля) — от 75 до 100 тыс. руб. Подключение (доставка оборудования, монтаж опоры, включение в сеть) с разрешительной документацией — еще 25--40 тыс. руб. Итого — подключение 100--140 тыс. руб. Минимальная абонентская плата — 1,5 тыс. руб., включая пакет трафика в 500 Мб (пользователь в данном случае, как, впрочем, и при использовании любого радиодоступа платит за объем не только полученного, но и отправленного трафика). APRU в спутниковых сетях очень разное — от 3 до 7 тыс. руб., что определяется пакетами трафика и набором дополнительных услуг. Обычно1 Мб трафика стоит от 3 руб., а “безлимитка” на скорости 256 кбит/с — от 3 тыс. руб. К слову, если не брать в расчет стоимость оборудования, то цены на передачу интернет-трафика очень напоминают те, что предлагают операторы сотовой связи или региональные проводные провайдеры связи в российских регионах, где стоимость магистрального трафика значительно отличается от таковой в ЦФО.

Обзор парка VSAT-терминалов в России на московской конференции CSTB-2008 показал, что у нас по внедрению VSAT лидирует американская компания Hughes Network System (39—40% инсталлированных терминалов в стране), далее следуют израильский производитель Gilat (35—36%) и американский продуцент ViaSat (13—14%). При этом VSAT-постов, произведенных отечественными компаниями, установлено примерно 300, и занимают они всего 1% парка. В целом, отмечает Сергей Алымов, такой рейтинг отражает общеевропейскую и общемировую тенденции: активность на локальном рынке прямо пропорциональна успехам в глобальном масштабе. Эту мысль поддерживает и Сергей Пехтерев, который отмечает, что помимо “Висат-Тел” собственные разработки в области VSAT имеют компании “МедиаСпутник” и ЕАStar. Кроме того, говорит г-н Пехтерев, существует еще одна популярная в России платформа — от компании iDirect, отличительная особенность которой заключается в использовании TDMA-кодирования вместо DVB, как у других производителей. iDirect также является практически единственным поставщиком мини-хабов, позволяющих строить сети на 15—30 станций с невысокими инвестициями в хаб, что выгодно при создании небольших корпоративных сетей. Из других зарубежных производителей необходимо отметить Advantech Satellite Network (бывший EMS Satellite Networks) и выходящий на российский рынок Shiron.

Ограниченный ресурс

Как мы уже писали, основные опасения операторов связаны с дефицитом емкости на борту всех без исключения российских спутников связи, которые работают в интересах коммерческих клиентов. Более 95% космического сегмента, используемого российскими VSAT-операторами, предоставляют ФГУП “Космическая связь” и “Газком”. И дело тут не только и не столько в патриотизме VSAT-операторов, разъясняет Сергей Пехтерев, сколько в том, что, зоны освещения спутников “Экспресс” и “Ямал” оптимальны с точки зрения построения внутрироссийских сетей. Кроме того, говорит Сергей Алымов, упрощенная процедура регистрации VSAT распространяется только на российские аппараты: “Выручить могли бы спутники “Интелсат” и “Евтелсат”, но процедура регистрации VSAT-станций, работающих через иностранные спутники, более сложная и дорогостоящая, а самое главное — длительная, что значительно снижает конкурентоспособность таких решений”.

“Такая позиция регулирующих органов понятна, — размышляет Валентин Анпилогов. — Практически все страны, имеющие свои национальные космические группировки, защищают интересы национальных спутниковых операторов (например, в США это определяется перечнем ALSAT для сертифицированных спутников, в Индии -- перечнем национальных спутников INSAT). В России это выражается в том, что все упрощения в области VSAT распространяются исключительно на спутниковые сети “Экспресс”, зарегистрированные в РФ. Поэтому следует данный вопрос трактовать как наличие общей емкости на российских спутниках, а применительно к VSAT — в диапазоне частот Ku. К сожалению, надо констатировать, что сводной емкости для новых операторов VSAT практически нет, а уже работающие операторы ограничены в своем развитии ранее заказанной емкостью. Такое состояние продлится примерно до III—IV кварталов 2010 г.”.

“Наиболее серьезные проблемы с перегрузкой сетей начнутся во второй половине 2008 г., — утверждает г-н Пехтерев, — когда практически все резервы будут исчерпаны. В самом выгодном положении окажутся те операторы, которые закупали емкость впрок”. “При этом, — уверен Олег Макаров, — цена аренды 1 МГц только возрастает. Тем самым создается так называемый временный дефицит, когда ресурс одним оператором пока не используется, а у других ощущается его недостаток. И у ГПКС и “Газкома” запланированы очередные запуски спутников, однако темпы роста VSAT-сетей опережают сроки их ввода в эксплуатацию”. Таким образом, дефицит все-таки ощущается. Причем, по мнению Виталия Слизеня, “острее всего дефицит чувствуется в европейской зоне, где в ближайший год не предвидится появление новых мощностей”.

Необходимо также сказать, считает Сергей Филиппов, что производители оборудования в этом случае делают упор на разработки, которые позволяют повысить эффективность использования спутникового ресурса, и тем самым получают конкурентное преимущество. “В результате дефицита спутникового ресурса, — говорит Стефан Сулье, — операторы уже начали переходить на ресурсосберегающие стандарты и технологии DVB-S2 и ACM, дающие возможность увеличить утилизацию полосы частот транспондера до 50%. Также возник интерес к использованию новых систем спутниковой связи: Radyne SkyWire MDX420, платформы НХ (Hughes) и Shiron”.

Рынок применения

“Погоду на российском VSAT-рынке определяют два сегмента — государство и корпоративные сети, — уверен Сергей Филиппов. — Основной двигатель роста рынка VSAT — это, конечно, национальные проекты, а также строительство корпоративных сетей для госзаказчиков, банков, энергетический предприятий и компаний с разветвленной инфраструктурой. В таких проектах спутниковый оператор может стать единственным телекоммуникационным оператором, независимо от места расположения всех объектов заказчика”. В целом, по признанию руководства операторов связи, российский рынок пока дуалистичен: порядка 20--25% контрактов заключают частные пользователи и средние коммерческие компании, остальные приходятся на государственные проекты и крупные внедрения госкорпораций.

Самый большой рост числа VSAT связан, разумеется, с государственными заказами. Еще к концу 2005 г. у двух десятков российских операторов спутниковой связи насчитывалось всего лишь около 5 тыс. земных спутниковых станций VSAT. Но в 2006 г. в России начался проект универсальных услуг (УУ) связи, в рамках которого таксофоны и интернет-киоски в удаленных регионах стали подключаться с помощью станций спутниковой связи. За 12 мес было установлено порядка 8 тыс. VSAT-терминалов. Второй по значимости — национальный проект “Образование”, стартовавший в 2007 г., и его часть по интернетизации 53 тыс. российских учебных заведений. Спутниковая связь и здесь использовалась весьма активно — число VSAT-терминалов, отмечает Виталий Слизень, в данном случае составляло порядка 7,2 тыс. в 53 регионах страны (т. е. 14% от общего количества школ были подключены “по спутнику”). “При этом, — говорит он, — на момент начала проекта у всех операторов фиксированной спутниковой связи страны за более чем 10 лет развития этой технологии их было установлено около 8 тыс. Кроме того, именно данный проект дал импульс работам по расширению частотного диапазона под VSAT и упрощению экспертизы и получения санитарно-эпидемиологических заключений на VSAT-станции для всех участников рынка”.

По мнению Сергея Алымова, именно эти два реализованных национальных проекта привели к количественному увеличению установленных станций, что подняло вес РФ как рынка для VSAT-станций в глазах поставщиков оборудования. Кроме того, “благодаря национальным проектам внимание руководителей органов государственной власти было обращено на возможности спутниковой связи в целях решения национальных задач, — уверен Олег Макаров. — А за ними свое внимание обратили на сети VSAT и различные предприятия, коммерческие и некоммерческие, которые ранее такие возможности даже не рассматривали”.

Третий глобальный проект госорганов, который, правда, еще только планируется к реализации, — это  “Связь в каждый дом”. Согласно этому проекту все домохозяйства страны должны получить широкополосный доступ в Интернет. Пока программа существует лишь в виде предварительной концепции, но в Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ уверяют, что к концу нынешнего года концепция будет полностью проработана и, вероятно, в 2009 г. начнется ее пилотная реализация в ряде регионов. Учитывая сложность организации “последней мили” в большинстве регионов России, можно прогнозировать, что и здесь не обойдется без огромного количества спутниковых терминалов связи. Перспективным в этой связи, по мнению специалистов Intelsat, может стать организация “цифровых киосков”, где можно будет получить доступ ко всем телекоммуникационным сервисам. Наиболее распространено подобное явление в Индии, там такие решения монтируются как в контейнерах (киосках), так и в небольших магазинах, и включают в себя три-четыре компьютера (чаще всего недорогие — ультрапортативные ноутбуки), принтер, сканер и ксерокс. Связь с Интернетом — по VSAT, на крыше такого контейнера может стоять миниатюрная базовая станция местной сотовой связи. Таким образом формируются “вкрапления” цифровой инфраструктуры, которые становятся готовым малым бизнесом — в подобном небольшом интернет-кафе можно подготовить и распечатать документ (обычно на компьютере администратора есть типовые бланки запросов к органам госвласти), заказать билет на поезд, самолет или автобус, оплатить мобильную связь или телевидение, заплатить за квартиру или земельный участок.

Активное строительство ведут и государственные компании. Один из самых масштабных проектов планируется у “Почты России”, в соответствии с этим проектом почтовые отделения в труднодоступных районах страны получат доступ в Интернет благодаря каналам спутниковой связи. К концу 2008 г. количество спутниковых терминалов, установленных в российских отделениях почтовой связи, составит около 1000. Пропускная способность каналов спутниковой связи в отделениях почтовой связи первоначально составит 64 кбит/с; это нижний предел, определенный для почтовых отделений 4-го и 5-го классов — в основном, они располагаются в сельской местности. Правда, сомнительно, что такая скорость передачи данных позволит клиентам почты пользоваться ресурсами сети Интернет в пунктах коллективного доступа, а сотрудникам почты наладить обмен служебной информацией. Оператором проекта выступит компания “Синтерра”, которая уже заключила договор с израильским поставщиком систем и услуг для сетей спутниковой связи Gilat Satellit Networks на закупку 1000 VSAT-станций.

Стоит отметить, говорит Виталий Слизень, и такие крупные проекты 2007 г., как создание телекоммуникационной инфраструктуры для государственной системы паспортно-визовых документов нового поколения; в рамках этой системы, в которую включены Министерство обороны, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности и Пограничная служба ФСБ РФ, было подключено более 500 VSAT-станций. Еще порядка 400 станций спутниковой связи подключено на первом этапе создания системы сбора и передачи данных коммерческого учета электроэнергии для ОАО ФСК ЕЭС: сеть предназначена для проекта по созданию Автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии Единой национальной электрической сети.

Достаточно активно играют на рынке и операторы мобильной связи. В данном случае, отмечает Стефан Сулье, их решения связаны с обеспечением регионов мобильной связью без наземной инфраструктуры: по спутниковому каналу организуется передача голосового трафика в конкретную точку, из которой конечным пользователям трафик раздается уже по мини-сети из нескольких БС, поддерживающих сети GSM или 3G. Такие проекты ведутся в России достаточно активно. Совсем недавно, в апреле, компания “ВымпелКом” заключила контракт с ФГУП “Космическая связь” на использование спутниковой емкости С-диапазона на космических аппаратах “Экспресс-АМ33” и “Экспресс-АМ3” для организации каналов связи сети 3G на новых лицензионных территориях в Дальневосточном и Сибирском федеральном округах. Еще раньше “ВымпелКома” к таким решениям подсоединились в “МегаФоне” — с помощью спутниковой связи организуются сети сотовой связи на Севере, в районе вечной мерзлоты, где физически невозможно развернуть наземные линии. Поскольку пропускная способность каналов спутниковой связи для организации 3G-сетей должна быть больше нынешних примерно в три раза, то “МегаФон” изучает вопрос использования новых спутниковых и других ресурсов для увеличения емкости. Давно обратился к возможностям спутниковой связи и МТС, особенно в тех регионах (в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО, в Республике Коми, на Таймыре), где сооружение наземной сети оказывается экономически нецелесообразным или затруднительным по иным причинам (низкая заселенность, сложные климатические или геологические условия и т. п.). На сегодняшний день “МегаФон” арендует спутниковые каналы у восьми операторов, а МТС в перспективе с целью снижения издержек намерена соорудить собственную сеть наземных спутниковых станций.

Определенную активность проявляют топливные компании, особенно при автоматизации сети автозаправочных станций — это одни из самых сложных объектов для подключения к единой корпоративной сети компании. АЗС, размещенным в местах, удаленных от центральной инфраструктуры связи, тем не менее необходимо поддерживать постоянную связь с головным офисом, а также обеспечивать непрерывность внутренних процессов, таких, например, как обновление ПО и мониторинг состояния топливных резервуаров. Традиционные наземные проводные каналы связи “заканчиваются” за пределами больших городов, а передача данных по протоколу GPRS, о котором всё чаще говорят как о “телекоммуникационной панацее”, пока не может предоставить всех необходимых современных функций в полном объеме.

Активно используются VSAT-системы и для автоматизации документооборота, причем в этом процессе участвуют как государственные, так и коммерческие компании. К примеру, несколько спутниковых станций было подключено на одной из крупнейших в мире гидроэлектростанций — Богучанской. Их инсталляция прошла в ходе построения систем документооборота между инфраструктурными подразделениями Богучанской ГЭС и головной компанией “ГидроОГК” в Москве. В этой связи имеет смысл вспомнить и проект компании “БАТ Россия”, российского отделения “Бритиш Американ Тобакко”, табачного концерна с одной из самых широких географий деятельности и более чем столетней историей развития. В данном случае для крупной территориально распределенной компании основной задачей являлось предоставление пользователям и руководителям различных уровней доступа к бизнес-системам для принятия быстрых и правильных решений, обеспечение технического базиса для дальнейшего роста объемов продаж в регионах и, конечно, объединение офисов в рамках единой защищенной корпоративной сети передачи данных. Отметим, что из 116 офисов “Бритиш Американ Тобакко”, расположенных в России, 71 подразделение подключено по спутниковым каналам.

Активно VSAT-подключениями пользуются и финансово-кредитные учреждения, организующие небольшие и компактные офисы для работы в регионах — с начала этого года ЦБ РФ было отменено правило, согласно которому открывать небольшие временные офисы в регионах банкам было разрешено только при наличии стационарного отделения в столице той или иной области РФ: теперь для этого достаточно иметь по одному стационарному офису на территории каждого федерального округа. По информации специалистов Intelsat уже 19 финансово-кредитных учреждений используют такие системы, в то время как годом раньше это делали не более семи банков. Один из крупных игроков на этом рынке — Сбербанк; кроме того, у Центрального банка РФ весьма приличная система передачи информации, где используется значительное количество VSAT-станций.

Мобильный VSAT

На растущем рынке спутниковых подключений можно отметить интерес операторов и некоторых корпоративных клиентов к мобильному VSAT, т. е. к устанавливаемым на транспортных средствах автоматическим антенным постам, позволяющим в течение 5—10 мин после остановки обеспечить в данном месте весь комплекс современных телекоммуникационных услуг вплоть до видеоконференцсвязи. Такие решения предлагают “Айпинэт”, “СетьТелеком”, “Стэк.ком” и “Русат”.

Наиболее активно развивают этот сегмент государственные органы власти, для которых монтаж происходит на базе автомобилей “Газель”, “Соболь”, Ford или Nissan, реже это “КамАЗы” и “Рафики” с повышенной проходимостью, а для сложных условий эксплуатации есть даже вездеходы. Цели у госзаказчиков, отметим, разные. Это организация дополнительных телекоммуникационных каналов в местах проведения массовых мероприятий (МВД), экстренное восстановление коммуникаций при авариях и стихийных бедствиях (МЧС), телемедицина, обеспечение работы метеорологических и экологических служб, оперативные сеансы видеосвязи (Центризбирком) и т. д. Причем тотальная “мобилизация” захватывает все новые компании, многие из которых активно инвестируют в спутниковые решения на мобильной платформе.

На выставке “Связь-Экспокомм-2008” нам удалось познакомиться с несколькими подобными комплексами, которые существуют не в виде прототипов, а являются головными машинами единообразных серий. Несмотря на разницу подходов компаний-интеграторов, общее у них одно — все подобные решения заказаны крупными и в основном государственными компаниями для конкретных ИТ-проектов повышения эффективности своих подразделений.

К примеру, “Россвязьсистема” представила подвижный узел связи (ПУС) группы ОПАС (группа оказания экстренной помощи при аварийных ситуациях) Кризисного центра ФГУП концерна “Росэнергоатом”. Этот комплекс, собранный на базе автомобиля повышенной проходимости марки “Merсedes-VARIO” по мощности вполне может заменить целый центр связи любой российской АЭС и кроме обмена информацией в направлении “Кризисный центр — ПУС” по спутниковым каналам связи концерна “Росэнергоатом”, обеспечения передачи трафика видеоконференцсвязи, технологических параметров и данных о радиационной обстановке. Вместе с этим, указанное решение может оказывать техническую поддержку и помощь при организации обмена информационными потоками (трафик данных, Wi-Fi-сети, видеоконференцсвязи и IP-телефонии) и телефонной связи между атомной станцией (внутренним и внешним аварийными центрами) и базовой инфраструктурой “Росэнергоатома”, в случае выхода из строя штатного узла связи этой станции и в аварийной ситуации. Кроме того, на мобильном комплексе установлены средства радиосвязи членов группы ОПАС с корреспондентами в зоне развертывания ПУС в симплексном и полудуплексном режимах с использованием носимых радиостанций конвенциальной связи в диапазоне радиочастот 136—174 МГц (403—470 МГц), обеспечен доступ к правительственной системе связи “Роса” и к спутниковой системе связи ИНМАРСАТ. Такая машина может обеспечить проведение измерений уровня радиации в месте дислокации ПУС, привязку этих данных к географическим координатам и передачу их с заданной дискретностью в автоматическом режиме в Кризисный центр концерна “Росэнергоатом”. Стоимость подобной системы — порядка 4,5 млн. руб.; пока для заказчика собрано две машины, всего контракт предполагает изготовление 10 мобильных комплексов — по два в год.

Отметим и комплекс связи на базе автомобиля “Вепрь” — надежная техника для российских дорог. Система предназначена для мобильного развертывания радиорелейных, проводных и спутниковых систем цифровой связи в заданной точке местности. Комплекс имеет возможность мобильной организации связи на поврежденных участках телекоммуникационных сетей, а также является незаменимым при организации оперативного резерва каналов или потоков связи между заданными точками на местности.

Стоит вспомнить и решение компании “РИЭМ-дивижн” по монтажу автомобильных комплектов высокоскоростных спутниковых терминалов для ИБРАЭ РАН. Небольшие микроавтобусы были оснащены терминалами спутниковой связи в рамках проекта по созданию мобильной передвижной станции для мониторинга и анализа радиационной ситуации на местах. Это техническое решение позволяет в любое время в случае необходимости установить прямое соединение между ИБРАЭ РАН (Москва) и движущимся автомобилем в Мурманской области — для передачи данных, фотографий, видео, телефонных соединений, показаний датчиков и т. д., что существенно облегчает мониторинг ядерных объектов, таких как хранилища отработанного ядерного топлива, атомные электростанции и т. д. на территории РФ.

В целом все опрошенные нами эксперты согласны с тем, что подобные решения будут пользоваться высоким спросом. Как отмечает Валентин Анпилогов, применение передвижных VSAT имеет потенциально очень широкую нишу, но сдерживается их высокой стоимостью и организационными проблемами оформления разрешений на каждое VSAT-подключение, хотя нормативно и введены существенные упрощения способов оформления документов на передвижные VSAT-станции. А вот по мнению Сергея Алымова, рынок мобильных VSAT-решений хоть и активно развивается, но является все-таки нишевым.

“И этому есть вполне реальное объяснение, — говорит Олег Макаров. — Прежде всего необходимо отметить, что подвижные VSAT-станции — это достаточно дорогое решение, поэтому они пока не получили широкого распространения в отличие от традиционных мобильных комплексов (“Инмарсат”, “ГлобалСтар”). К слову, спутниковая система мобильной связи на транспорте позволяет абонентам независимо от удаленности территории получать полный спектр телекоммуникационных услуг, таких как высокоскоростной интернет-доступ, IP-телефония, видеоконференцсвязь и передача данных. Такая система обеспечивает качественную спутниковую связь при любых техногенных, чрезвычайных и внештатных ситуациях, при крупных авариях и катастрофах”. В любом случае мобильная спутниковая связь становится востребованной не только крупными корпорациями, но и общественными организациями при проведении массовых мероприятий, митингов, выездных конференций.

Кроме того, уверен Стефан Сулье, потенциальными заказчиками мобильных узлов связи могут выступать мобильные группы телеканалов, операторы связи, добывающие компании, которым требуется оперативная организация систем связи высокого качества в отсутствие необходимой инфраструктуры. По мнению же Виталия Слизеня, в список потенциальных заказчиков можно добавить строительные компании, обслуживающие объекты предприятий нефтяной и газовой отрасли, которые зачастую находятся в удаленных и труднодоступных местах.

“В целом, — говорит Сергей Филиппов, — рынок мобильных VSAT-станций растет значительно медленнее, чем рынок стационарных VSAT. Этому есть несколько причин: трудоемкий процесс получения разрешений на эксплуатацию мобильных станций в регионах, высокая стоимость оборудования, особенности в части эксплутационных расходов и, наверное, самое главное — определенная неготовность целевой аудитории к массовому использованию мобильных VSAT-станций. Резкий скачок в этом сегменте рынка можно ожидать только при реализации крупномасштабных национальных проектов”.

Еще одна интересная рыночная ниша, которая пока не очень активно разрабатывается российскими операторами связи, — это VSAT на морских и речных судах. В целом в каждый момент времени на планете в море находится до полумиллиона судов, многие из которых могут быть оснащены спутниковой связью, способной работать в движении. Правда, признают российские операторы связи, наиболее восприимчивы к такому сервису владельцы дорогостоящих яхт, базирующихся в бассейнах Средиземного или Карибского моря, поэтому речь в данном случае может идти об инсталляциях на круизных судах класса “река -- море”, а также на танкерах, сухогрузах и рыболовецких траулерах.

К слову, спутниковая связь для пассажиров — потенциально интересный сервис для многих транспортных компаний мира. VSAT-станции устанавливают в поездах дальнего следования (как это реализовано в РЖД), пытаются увеличить свои доходы от дополнительных сервисов и авиакомпании. Некоторые из них разрешили пассажирам пользоваться своими мобильниками во время горизонтального полета. Для этого на борту самолета устанавливается базовая мини-станция сотовой связи, соединенная по кабелю со спутниковой станцией, которая через спутник ретранслирует сигналы в базовые сети тех операторов, куда адресован звонок. Аналогичным образом пользователи смогут получать доступ и в Интернет — мобильные компьютеры можно будет подключать через Wi-Fi. Помимо прочего спутниковый терминал поможет обеспечить оплату покупок с помощью дебетных и кредитных карт из магазина беспошлинной торговли, который находится на борту каждого самолета, совершающего международный рейс. Из отечественных авиакомпаний сдержанный интерес к такому сервису пока проявил только “Аэрофлот” и лишь на дальних рейсах через Атлантический океан.

Версия для печати (без изображений)