Американская Silicon Alley Insider оценила стоимость “Яндекса” в 3 млрд. долл., правда, почему-то назвав его “стартапом”. Но поисковики, аудитория которых сравнима с аудиторией довольно крупных офлайновых СМИ, — это не только бизнес, но и политика. Помимо средств поиска такие ресурсы сейчас предоставляют и другие сервисы — например, новостные ленты, превращаясь в порталы. Так что пристальное внимание к ним всевозможных исследовательских фирм вполне объяснимо.

Количество интернет-пользователей в России составляет 33 млн. человек — эту оценку на мероприятии, посвященном выходу аналитического отчета “Поиск и контекстная реклама в Рунете”, дал Алексей Тутубалин, возглавляющий разработку технологии поиска в компании “Ашманов и Партнеры”. Наиболее активны в Сети москвичи: 75% тех, кто имеет доступ в Интернет, пользуются такой возможностью каждый день, а вот в регионах эта доля равна 50%. Таким образом, примерно 15 млн. человек ежедневно заходят в Сеть и наверняка пользуются поиском. Какие же поисковые ресурсы у них наиболее популярны?

Ответить на этот вопрос не так просто — подходящего универсального механизма не существует. Игорь Ашманов, директор компании, выпустившей отчет, пояснил, что для такой оценки были задействованы показатели счетчика liveinternet.ru, который установлен на многих сайтах и предоставляет репрезентативные результаты. Согласно предложенной методике расстановка сил на рынке поисковиков в России на сегодняшний день такова: “Яндексу” принадлежит 55%, Google — 22%, “Рамблеру” — 10%, Mail.Ru — 9%, и на остальные службы приходится 4%. Метод оценки позволяет также выявлять пристрастия пользователей, учитывая, на сайты каких тематик они переходят. Оказывается, что услугами “Яндекса” в основном пользуется “офисный планктон” (согласно терминологии отчета), интересующийся товарами, услугами, знакомствами и общением, а на Google преобладают “техноманьяки” — технические сотрудники, которые активно действуют в Сети и в выходные дни, а также другие специалисты, предпочитающие англоязычные ресурсы.

Оборот рынка контекстной рекламы в Рунете в 2008 г. составит около 380 млн. долл. Из этой суммы примерно 220 млн. долл. достанется “Яндексу”, а 120 млн. долл. — “Бегуну”, принадлежащему “Рамблеру”. Google пыталась исправить своё положение покупкой “Бегуна”, однако Федеральная антимонопольная служба РФ на днях запретила эту сделку. В то же время ситуация с распространенностью систем контекстной рекламы на сайтах в доменах RU и SU сильно отличается от процентного соотношения доходов. В рамках проекта “Черный квадрат” регулярно проводятся соответствующие исследования, и по его данным, доля “Бегуна” снизилась в сравнении с 2007 г. с 41 до 29%, а вот “Яндекс” свою долю увеличил с 16 до 22%. Лидером же по охвату сайтов остается Google (соответственно 57 и 64%), прежде всего потому, что он первым предложил подобный сервис, не предъявляя особых требований по его использованию — в отличие, например, от “Яндекса”.

Какое свойство поисковика можно считать ключевым для лидерства на рынке? Представители ведущих компаний утверждают, что это прежде всего качество поиска, однако г-н Ашманов уточнил, что качество можно считать лишь необходимым условием, а вот достаточным условием будет правильный маркетинг (“особенно когда достаточно денег”).

По мнению авторов отчета, за последние полтора года “Яндекс” значительно улучшил качество поиска, и его доля рынка стабилизируется, продолжая немного расти. Доля Google, которой не достался “Бегун”, перестанет увеличиваться, а доля “Рамблера” будет заметно понижаться. Устойчивый рост продемонстрирует Mail.Ru, набирает популярность и ресурс gogo.ru, отличающийся приличным качеством.

Интересной тенденцией Игорь Ашманов назвал грануляцию интернет-сообществ: их число растет, а по составу они становятся все меньше и “тематичнее”. Например, онлайновые книжные продавцы ориентируются на продвижение чуть ли не конкретных книг, а в перспективе, видимо, каждый человек будет представлять собой уникальный целевой микрорынок, под индивидуальные потребности которого и будут подстраиваться маркетинговые структуры и гибкие производства.

Версия для печати