В январе компания Huawei Technologies представила свое видение будущих направлений развития мировой телекоммуникационной индустрии на 2009 год и далее. Ее специалисты выделили десять основных тенденций, которые будут определять успех операторского бизнеса в быстро изменяющемся пейзаже рынка телекоммуникационных услуг. Этот список выглядит следующим образом:

1) экономически эффективная трансформация к широкополосным сетям All-IP, позволяющая не отстать от стремительно растущих потребностей [общества] в полосе пропускания;

2) необходимость построения IP-сетей операторского класса для обеспечения качества услуг “из конца в конец”, надежности и удобства эксплуатации;

3) снижение значимости показателя ARPU (доходность на одного абонента) на развивающихся рынках, что будет побуждать операторов к творческим решениям по увеличению рыночной доли при сохранении доходности;

4) повышение эффективности мобильного широкополосного доступа через оптимизацию покрытия в крупных городах;

5) “единая RAN” (SingleRAN) станет средством построения “горизонтальных” интегрированных радиосетей для одновременной поддержки передачи голоса, узкополосных и широкополосных каналов для разного рода услуг в единой радиосети доступа;

6) терабитные сети будут средством обработки взрывообразно растущего трафика данных;

7) возникнут новые бизнес-модели речевых услуг, все еще остающихся основным каналом связи и получения информации для операторов;

8) новые возможности приобретут широкополосные сети, например, интеллектуальное управление трафиком для повышения эффективности его обработки и использования доступной полосы пропускания;

9) эволюция традиционных операторов связи, использование их обширной абонентской базы для предоставления контентных и мультимедийных услуг, которые в основном будут определяться и генерироваться самими пользователями;

10) виртуальные вычисления (virtual computing) и виртуализация операционной среды при доступе к “виртуальным операционным системам” (cloud computing).

Все эти тенденции приведут к укреплению “сетевого мира” (networked world), в котором границы между программным обеспечением, информационными технологиями и телекоммуникациями становятся все более размытыми, а емкость соединений в реальном времени будет достаточной для удовлетворения растущих запросов пользователей.

Помимо этого Алексей Шалагинов, директор подразделения Carrier Solution Department CIS Huawei Technologies, выделяет ряд основных тенденций, на которые стоит обратить внимание участникам российского телекоммуникационного рынка.

Во-первых, стремление к росту ARPU любой ценой может завести оператора в тупик. Как известно, рынок сетей связи быстрее всего растет в развивающихся странах, таких как Индия. Но там свыше 70% населения живет в сельской зоне, где проникновение составляет лишь 13—15%, а ARPU всего 3—5 долл.! Большинство жителей этих стран попросту не могут много платить за связь и покупать “навороченные” терминалы.

Потенциально такие растущие рынки — лакомый кусок для любого оператора. Однако там нужны совершенно иные приемы захвата рыночных долей — построение максимально простых сетей с невысокой стоимостью эксплуатации, ориентация на невысокие тарифы и предложение максимально простых и дешевых терминалов.

Во-вторых, абонентские базы традиционных операторов (к их числу следует отнести и мобильных операторов “большой тройки”) — настоящее золотое дно для владельцев мультимедийного контента и “социальных сетей” (блоги, знакомства, клубы по интересам, пользовательское видео и пр.). Здесь открываются безграничные возможности для взаимовыгодного сотрудничества. Владельцы контента могут использовать абонентские базы операторов для своих маркетинговых программ, а операторы — значительно расширить спектр услуг для своих пользователей.

Сегодняшние сети находятся в состоянии трансформации от средства связи к новой инфраструктуре, поддерживающей все стороны жизни общества (бизнес, развлечения, хранение данных, безопасность). Это ведет к нарождению многомиллиардного рынка услуг, которые пока доступны только в Интернете. Однако операторы связи уже видят перспективу в том, чтобы предложить такие услуги через свою “битовую трубу”, а не отдавать этот рынок “интернетчикам”.

В-третьих, сколько ни говорится о новых сервисах, тем не менее порядка 70% своих доходов операторы получают от речевых услуг. Голос по-прежнему остается наиболее естественным, привычным и распространенным способом получения информации. И здесь еще есть неиспользованные резервы, которые помогут традиционным оператором увеличить доходность.

Как о более отдаленной перспективе, считает г-н Шалагинов, можно говорить о виртуализации операционных систем и приложений (так называемых “облачных вычислений”, поскольку сети на многочисленных концептуальных диаграммах изображаются в виде облака), а также о слиянии телекома, ИТ и программирования.

“Huawei несколько расходится во взглядах на будущее телекоммуникационного рынка с другими производителями оборудования связи, — считает Сергей Сазонов, директор по работе со стратегическими вендорами компании “Verysell Проекты”. — Alcatel-Lucent, например, продвигает идею радиочастотных меток RFID как технологии будущего. Huawei же всегда была поставщиком идеального телекоммуникационного оборудования с точки зрения цена/качество. Прежде чем окунуться с головой в будущее, о котором есть упоминания в целях и задачах, фирма хочет решить простые задачи”.

“Вся концепция Huawei очень напоминает Hyperconnectivity (гиперподключенность), на которую делала упор фирма Nortel, — добавляет он. — Не исключено, что это связано с банкротством Nortel. Судя по моим источникам, Huawei подала заявку на приобретение части канадской корпорации. Если у “китайского тигра” не получилось войти на американский рынок через покупку 3Com, возможно, это получится через покупку Nortel”.

Версия для печати