Несмотря на бодрые заявления чиновников разного уровня, финансово-экономический кризис начинает оказывать сдерживающее влияние на многие ранее начатые государственные программы и вносить свои коррективы в сроки их исполнения. Это уже заметно отражается на темпах цифровизации инфраструктуры телекоммуникаций, в частности, телефонных сетей и сетей эфирного телерадиовещания. В первом случае сдвинулись сроки перехода на десятизначную систему нумерации, во втором — отчаянно “буксует” проект внедрения цифрового телерадиовещания.

Согласно приказу министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева “О внесении изменений в приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 17.11.2006 №142”, подписанному 29 декабря 2008 года, переход на использование префиксов “00” и “0” переносится на 2010 г., а использование закрытого десятизначного плана нумерации при установлении местных телефонных соединений планируется вводить по мере готовности сетей местной телефонной связи. Отметим, что по предыдущему документу введение префиксов “00” и “0” предполагалось осуществить в 2008 г., а переход к европейскому плану нумерации ожидался в 2009-м.

Переход на закрытую десятизначную нумерацию требует цифровизации сетей традиционных операторов, большая часть из которых работает под эгидой “Связьинвеста”. По состоянию на конец прошлого года средний уровень цифровизации межрегиональных компаний (МРК) холдинга составил около 75%. Но для наиболее старых сетей эта цифра может быть заметно ниже, например, для сети МГТС — только 64%. И хотя агитировать за цифровизацию сетей телефонной связи сегодня никого уже не надо, сам процесс является технически сложным и весьма капиталоемким, а для его завершения МРК за два года нужно было инвестировать примерно 2 млрд. долл. (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=103862).

Понятно, что в условиях кризиса, когда у “Связьинвеста” обострилась проблема задолженности по кредитам, настаивать на продолжении проведения этой программы прежними темпами никто не станет. МРК будут исходить из экономической целесообразности и текущих финансовых возможностей без оглядки на указания “сверху”, то есть процесс примет экстенсивный характер и хорошо, если он закончится к 2011 или 2012 году. И тогда без труда можно будет перейти к европейскому плану нумерации.

Что касается перехода от аналогового вещания к цифровому, то и здесь выявилось немало неожиданностей. Ранее у нас обсуждалась возможность государственного финансирования в размере 117 млрд. руб. на обеспечение населения цифровыми приставками из расчета один ваучер на семью (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=117184), но такая “филантропия” оказалась нашему бюджету не по плечу. Отметим, что за рубежом для стимулирования этого процесса населению выдавались бесплатные (или льготные) ваучеры на приобретение цифровых устройств. Например, в США, где жизненный уровень населения повыше, чем в России, государство бесплатно выдало каждой американской семье аж по два ваучера на приобретение цифровых приставок.

У нас же ожидается затягивание перехода от аналогового телевещания к цифровому относительно ранее прогнозируемых сроков и резкое возрастание затрат на параллельное вещание в аналоговом и цифровом форматах. Это связано с тем, что по плану аналоговое вещание может быть отключено только тогда, когда 95% населения приобретет цифровые приставки или цифровые телевизоры. В случае государственной дотации, как считают эксперты, это можно было бы выполнить в каждом конкретном регионе в относительно сжатые сроки, за два — три месяца. Очевидно, что за собственные средства население будет приобретать приставки без особого энтузиазма и период достижения 95% рубежа неизбежно удлинится на неопределенное время и вполне может выйти за рамки 2015 г.

Многие зарубежные страны вполне успешно решают вопросы цифровизации сетей эфирного телерадиовещания. Соседняя Финляндия в 2008-м уже прекратила аналоговое вещание, а в США полный переход на “цифру” планируется в 2009 г. Между тем в России до сих пор не утверждена даже ФЦП перехода к цифровому вещанию.

Версия для печати