Технологический прогресс радикально (и, как считают эксперты, положительно) изменяет коммуникативные возможности корпоративных пользователей, существенно влияя на сценарии использования ИКТ в бизнесе. Стираются границы между технологиями, а вместе с ними и между офисными сотрудниками и сотрудниками, работающими на дому, между компаниями и провайдерами услуг, менее жесткими стали различия между провайдерами разных услуг.

Те ИКТ-сервисы, которые совсем недавно реализовывались исключительно за счет решений, размещаемых на стороне компании, ныне стало выгоднее арендовать у провайдеров, причем используя ресурсы, размещенные на их стороне. Изменения, происходящие в архитектуре телекоммуникационных приложений, требуют соответствующих изменений в сетевой инфраструктуре и в подходах к обеспечению безопасности. В то же время рост сложности среды корпоративной связи подталкивает компании к более простым, эффективным способам ее использования, позволяющим фокусироваться на основном бизнесе.

Решения для реализации управляемых сервисов связи (Managed Communications Services, MCS) помогают провайдерам услуг во всеоружии встретить изменения, происходящие на рынке корпоративной связи. Они позволяет учитывать тот факт, что компаниям будут нужны коммуникационные решения как внешние, поставляемые по сети, так и внутрикорпоративные, причем в наиболее подходящей для каждой отдельной организации комбинации. Эти решения также в состоянии учесть различия между провайдерами услуг, будь то телеком-операторы, системные интеграторы, провайдеры приложений или внутренние провайдеры услуг крупных компаний.

MCS и изменения корпоративных коммуникаций

Все эти категории провайдеров сегодня объединяет одно — необходимость перестраиваться в соответствии с происходящими изменениями в корпоративных информационных и коммуникационных технологиях (ICT). Фундаментальные изменения в широкополосных сетевых технологиях в сочетании с новыми, ориентированными на приложения технологиями [такими как мультимедийные IP-системы (IMS) и веб-сервисы] способствуют развитию рынка услуг — от универсальных сетевых услуг до услуг, использующих контроль присутствия, мобильную связь, средства совместной работы и конференц-связи совместно со средствами управления последовательностью услуг и интеграцией с бизнес-процессами, считает Филипп Карден, директор по стратегии компании Alcatel-Lucent.

Чтобы обеспечить требуемый клиентами уровень качества сервисов (QoS) и безопасность, необходимую для доставки корпоративных приложений, независимо от места расположения потребителя, сервисно-ориентированная сетевая инфраструктура должна поддерживать транспортный Ethernet, высокоскоростные DSL-технологии, пассивные оптические сети (PON). А чтобы надлежащим образом передавать приложения между мобильными и фиксированными сетями, IMS должна поддерживать архитектуру общего контроля сеансов связи, включая общий роуминг между разными провайдерами мобильных услуг. В то же время пользователи, перемещающиеся внутри компании, должны иметь возможность альтернативного доступа по телефонам, сочетающим сотовую связь и Wi-Fi. Это стратегически оправдано, поскольку сегодня примерно треть звонков с мобильных телефонов производится из домов или офисов, не говоря уже о звонках из кафе, с вокзалов, из аэропортов и других подобных мест, располагающих Wi-Fi.

Фундаментальные изменения коснулись и того, как мы интегрируем средства связи с бизнес-процессами и инициируем сеансы связи. Исторически телефонный вызов начинался с набора номера. Сегодня эта парадигма уступает место модели “звонок по щелчку” (click-to-call), в которой для вызова пользователь просто щелкает по нужной позиции в списке имен или каталоге. И провайдерам услуг, и самим компаниям нужно приспособиться к сложности перехода к новой модели, в том числе за счет интеграции инфраструктуры интеллектуальных сетей (IN) и офисных АТС (PBX).

Мобильные устройства становятся полноправными участниками корпоративных телефонии и ИТ-среды. Это означает, что пользователь может иметь единый номер, общий список контактов, единое хранилище для голосовой почты, согласованные возможности для обслуживания мобильного телефона и настольного оборудования, доступ из любого места к современным приложениям (таким как поддержка конференций и совместной работы). Вместе с тем, чтобы преодолеть физические ограничения call-центров, для поддержки взаимодействия клиентов нужен интеллект, который должен быть доступен для каждого участника процесса оказания услуг.

Новые требования к MCS

Усложнение корпоративной среды открывает провайдерам услуг реальные возможности дифференциации своего бизнеса за счет предоставления новых, эффективных, относительно недорогих и безопасных согласованных сервисов связи (MCS). Для этого провайдеры должны решить ряд ключевых задач.

Создание соответствующего базиса

Сети, ориентированные на предоставление наборов услуг, обеспечивают крупным, зрелым компаниям не только высокоуровневые сервисы управления сетевой инфраструктурой самообслуживания, но и выделяют безопасный IP-транспорт с контролем качества услуг, который служит одновременно фундаментом для других MCS-услуг. Для провайдеров IPTV-услуг дополнительным выигрышем будет то, что решение MCS может использовать традиционную сетевую инфраструктуру, в которой реализованы triple play-сервисы с соответствующими расширениями, совместно с сетями мобильной связи.

Поддержка мобильных компаний

С распространением Wi-Fi мобильность стала для корпоративных заказчиков направлением больших возможностей, подчеркивает г-н Карден. В мобильных компаниях (как их понимает Alcatel-Lucent) доступность сервисов для сотрудников, а стало быть, производительность труда не зависят от местонахождения персонала и устройств доступа. Для этого решение MCS должно обеспечивать тесную интеграцию телефонов для коммутируемых линий и мобильных телефонов систем IMS с широким классом имеющихся в компаниях решений (включая поддержку каталогов, передачу сообщений, действующие сервисы и АТС). Возможность использовать только телефон является лишь началом, а подлинно мобильная компания требует большего: по-настоящему унифицированных коммуникаций, поддерживающих упрощенные телефонные номера, списки контактов, обмен сообщениями и биллинг.

Предоставление согласованных приложений

Инициализация вызовов с контролем присутствия стимулируется приложениями совместной работы и средствами проведения телеконференций. В то же время чрезвычайно сложная маршрутизация вызовов контакт-центров в сочетании с мобильностью требует модернизировать все услуги в цепочке. Суть не только в том, чтобы предоставить такие приложения в соответствии с моделями, базирующимися на внутрикорпоративных ресурсах и хостинге, но и в том, чтобы гарантировать, что эти решения смогут совместно обеспечить функционально законченные услуги и помочь получить выгоду от других приложений, которые компания захочет использовать.

Экономия денежных средств и доступность

Провайдерам услуг придется четко объяснить своим корпоративным заказчикам, в чем заключается привлекательность решения MCS. Вслед за предложением услуги должно последовать бизнес-обоснование ее применения. Преимущества MCS можно объяснить с позиций гибкости его использования, т. е. возможности совместно применять внутрикорпоративные и поставляемые провайдерами системы в целях оптимизации расходов, а также гибко менять договорные условия, в частности взымать плату за услугу только по мере ее потребления. Однако ссылок только на экономию денежных средств бывает недостаточно. Эксперты утверждают, что доступность и контроль услуги являются для заказчиков серьезными аргументами (на которые провайдеры также могут ссылаться).

Оптимизация и инновации

Ключевым фактором оптимизации расходов является постепенность перехода к IMS (которая поможет распределить во времени основные инвестиции в сетевую инфраструктуру, как фиксированную, так и мобильную), а также упрощение корпоративных систем благодаря использованию SOA в веб-сервисах. Кроме того, эти технологии упрощают обновление существующих услуг и обеспечивают ускорение разработки и развертывания новых сервисов.

Архитектура Alcatel-Lucent MCSDA

В качестве примера рассмотрим технологическую платформу компании Alcatel-Lucent под названием Managed Communication Service Delivery Architecture (MCS DA). Как считает Филипп Карден, MCS DA может служить опорной архитектурой, объединяющей в интегрированное решение для предоставления согласованных сервисов связи такие компоненты, как сеть, доставка услуг, управление и средства поддержки этих систем. Согласно данным Alcatel-Lucent, MCS DA обеспечивает ключевые возможности, ориентированные непосредственно на провайдеров услуг. Эта платформа, в частности, поддерживает сквозной интегрированный подход к использованию сети, предоставлению услуг и системам поддержки (рис.1).

Приложения, обеспечивающие услуги конечным пользователям, используют средства улучшения сервисов (такие как серверы профилей, политик и контроля присутствия) совместно с приложениями, отвечающими за работу сервисов, включая исполнение, поддержку, биллинг и самообслуживание.

Когда среда приложений размещается в сетевой инфраструктуре провайдера услуг, она использует платформу Alcatel-Lucent Carrier-Grade Delivery Environment (CG-SDE), которая обеспечивает общую архитектуру взаимодействия для всех приложений этого вендора. Однако важно учитывать, что в соответствии с решаемой архитектурой Alcatel-Lucent MCSDA задачей поддержки гибкости использования среда приложений может частично или полностью размещаться также в ЦОДе заказчика или его офисных зданиях.

Уровень приложений гарантирует доставку сервисов MCS через различные механизмы контроля сеансов связи, включая протокол SIP/IMS, а также коммутацию линий связи. В свою очередь в этом процессе участвует общий IP-транспорт, использующий сервисно-ориентированную маршрутизацию для доставки широкополосных услуг доступа к бизнес-процессам, которые терминируются на шлюзах или на устройствах, размещаемых на клиентской стороне (customer premises equipment, CPE), для того чтобы объединить MCS-сервисы и сервисы, организованные на стороне клиента.

Архитектура MCSDA объединяет ряд возможностей, среди которых управляемые сетевые услуги, использующие сервисно-ориентированную маршрутизацию; сетевые приложения, напрямую поддерживающие протоколы IMS и IN; мультивендорное интегрированное решение, поддерживающее мобильность, совместную работу и контакт-центры; решения для проведения телеконференций, обеспечивающие современные возможности как самостоятельно, так и в интеграции с другими решениями; согласованность между решениями, предоставляемыми по сети извне, и решениями, развернутыми на клиентской стороне, опирающиеся на широкий спектр продуктов третьих разработчиков.

Как результат, MCSDA обеспечивает совместную работу различных систем, реализующих согласованные и эффективные корпоративные услуги связи. Используя это предложение Alcatel-Lucent, провайдеры услуг могут быстрее и эффективнее реагировать на современные потребности корпоративного рынка, заявил г-н Карден.

Версия для печати (без изображений)