Несмотря на стабильное увеличение числа клиентов проводного ШПД, операторы фиксированной связи отчаянно пытаются внедрять дополнительные услуги, увеличивающие стабильность их абонентской базы. Один из очевидных, проверенных временем сервисов со вполне знакомым набором оборудования и просчитанными бизнес-кейсами — платное ТВ, которое они развивают по технологии IPTV или FTTB. Причем в отличие от чиновников которые обещают подобное счастье только в некотором будущем, действуют они уже сейчас и весьма активно.

Срез рынка платного ТВ

Судя по данным аналитиков, на конец I полугодия 2009 г. к услугам платного телевидения в России было подключены около 13,6 млн. домохозяйств (оценка J'son & Partners Consulting). При этом по сравнению с концом 2008-го, отметила Юлия Канина, специалист J'son & Partners Consulting, абонентская база пользователей услуг платного ТВ, куда не включены проекты мобильного ТВ, в России выросла более чем на 15%. При этом объем рынка, несмотря на “проседание” по итогам I полугодия до 390—400 млн. долл., за весь 2009 г. все-таки составит 830 млн. долл.: на 50 млн. долл. больше, чем в 2008-м.

Более 50% абонентской базы услуг платного телевидения формируется двумя федеральными округами — Центральным (28%) и Приволжским (24%). А самая низкая доля принадлежит Дальневосточному федеральному округу (4%), что связано в первую с очередь со слабым уровнем развития кабельной инфраструктуры в регионе, а также с недостаточным спутниковым покрытием. Существенную долю общероссийской абонентской базы занимают Москва и Московская область, на которые суммарно приходится 10% всех подключенных к услуге платного телевидения домохозяйств — здесь наибольшей популярностью пользуется ТВ по фиксированным линиям связи, в то время как в регионах — через спутники (наиболее крупный игрок — “Триколор ТВ” с 26% рынка всего платного ТВ).

Рынок столицы неравномерно делят два типа операторов ШПД — те, кто работает с помощью FTTB и относится к категории кабельного ТВ (по сути — цифровое ТВ; наиболее яркий игрок здесь “Акадо”), а также те компании, которые продвигают IPTV (наибольшая база у “Комстара — ОТС”, правда, есть еще небольшие проекты — к примеру, “Центрального телеграфа”). В целом руководители крупных операторов фиксированного ШПД считают пользователей платного ТВ наиболее стабильными абонентами — они уже взяли в аренду оборудование, настроили его, часто используют услугу Double Play (ТВ и доступ в Сеть одновременно).

Перспективы столичного региона

Проекты цифрового ТВ по любой технологии доставки сигнала развиваются в регионах крайне осторожно — интерактивность интересна пока только небольшому числу пользователей, остальным хватает емкого пакета телеканалов даже без их особой сегментации. Именно поэтому большинство новаций сначала опробывается на столичном рынке и потом уже тиражируется в регионах.

А в центре уже видны следующие тенденции. Во-первых, это “проседание” ARPU. Минимальные цены на рынке, конечно, присутствуют — и 150 и даже 95 руб./мес. за пакет из 50—60 наиболее частных каналов, но делаются такие предложения преимущественно новым “подключенцам” и на весьма ограниченный срок. С одной стороны, по мнению Сергея Терпугова, коммерческого директора по работе на массовом рынке компании “Комстар — ОТС”, конкуренция на рынке платного ТВ только за счет цены услуги плохо отражается на финансовых потоках и по сути это неправильно — ценовые войны на российском рынке ни к чему хорошему не приводили. Он отмечает, что себестоимость услуги не такая уж и маленькая — все каналы лицензионные, весь контент, который находится в библиотеке “видео по запросу” легальный, поэтому демпинговать здесь физически невозможно.

С другой стороны, как отметил управляющий директор компании “Акадо-Столица” Денис Лобанов, место для “падения” присутствует. По его мнению, можно ожидать от всех крупных игроков рынка введения практически бесплатных для пользователя тарифных планов, с помощью которых они будут смотреть лишь несколько крупных эфирных каналов и множество небольших, которые только выходят на рынок и сами доплачивают операторам связи за включение в базовый или расширенный пакет с целью увеличения своей аудитории. Крайне вероятно, что выход на рынок таких суперэкономных предложений в крупных городах России можно ожидать до середины 2010 г. Кроме того, вполне хорошим наполнением, с учетом локальной специфики рынка, могут быть местные телеканалы — они присутствуют в каждом районе любой области и городских округах.

Во-вторых, не довольствуясь сервисами Video on Demand или Time Shifted TV (возможность заранее заказать просмотр транслируемой передачи на удобное время для 50—100 каналов — своеобразный виртуальный видеомагнитофон) операторы внедряют целые пакеты дополнительных сервисов. Их основная задача — не только конкуренция с любыми зрелищными мероприятиями и спорт-барами, но и в какой-то степени с деловыми интернет-порталами. Судите сами — внедряются не только “Яндекс.Пробки”, но и видеозарисовки с шоссе и перекрестков столичных магистралей, прогноз погоды, курсы валют, различные проекты телегидов с выводом информации на экран телевизора. Ну и, разумеется, наполнение сервиса — до пользователей достаточно четко доводится мысль, что с помощью кабеля можно получить в 10—20 раз больше каналов, чем при подключении к обычной домовой антенне. Возможно, в ближайшее время к платному ТВ по проводному каналу все-таки добавят видеозвонок — наибольшие шансы для этого есть у IPTV. Даже несмотря на то что, по опыту France Telecom, услуга воспринимается весьма ограниченным числом абонентов, это один из возможных вариантов для поднятия ARPU. Все-таки в странах Юго-Восточной Азии эта услуга пользуется повышенным спросом.

Еще одна интересная тенденция — это “загон в кабель” спутниковых каналов казалось бы конкурента — “НТВ Плюс”: вообще-то спутникового ТВ, причем компания занимает стабильные 5% рынка платного ТВ. Теперь такие пакеты со спортивными каналами от “НТВ Плюс” или каналами фильмов есть почти у всех ведущих проектов платного ТВ по фиксированным линиям связи. Несмотря на определенный парадокс этой ситуации, подобное решение вполне разумно: в крупных городах, где в основном и развиваются проекты платного ТВ по кабелю (независимо от их технологии), операторы спутникового ТВ практически вычерпали наиболее активную клиентскую базу, да и сегодняшние пользователи начинают считать деньги и не готовы платить даже 5—6 тыс. руб. за спутниковый комплект подключения. Дотировать же оборудование готовы только операторы платного ТВ, которое пользователи получают по кабелю: во многом из-за этого число их пользователей стабильно растет.

Разумеется, больше никто из крупных игроков рынка платного ТВ по фиксированным линиям связи не берет денег с абонента за аренду абонентских комплектов, это серьезный аргумент в пользу услуги, особенно для конкурентных рынков. Именно поэтому даже те компании, которые изначально были не настроены на аренду (к примеру, “ВымпелКом”), оперативно ввели такие программы для своих клиентов. По информации Сергея Терпугова, аренду выбирают порядка 70% новых “подключенцев” IPTV-проекта “СтримТВ” — но это в случае с приставкой, а модем чаще покупают — стоит он недорого.

Отдельная ситуация с HDTV — пока что в мире недостаточно каналов такого качества для формирования отдельного GD-пакета, хотя, по мнению Дениса Лобанова, в столице до 40% новых ТВ-приемников готовы к поддержке этой технологии, которая пока возможна только по кабелю — эфирное ТВ к вещанию с высокой четкостью не готово. Хотя, если посмотреть список HD-каналов, которые продвигают операторы, можно отметить, что в таких предложениях продается не наполнение, а просто картинка хорошего качества. Каналы типа Eurosport, National Geografic, Discovery вместо того, чтобы попытаться вместе с операторами рынок развивать, требуют от них высоких обязательных платежей, отметил Сергей Терпугов.

Основная тенденция самого ближайшего будущего в проектах цифрового ТВ — интерактивность. К примеру, сейчас пользователи в основном оперируют пакетами каналов, которые им предлагает оператор связи, но вполне логично было бы дать им возможность выбора не только дополнительных услуг, но и интересных им тематических блоков, куда они могли бы “набирать” любые каналы. Разумеется, все российские проекты цифрового платного ТВ пока лишь отдаленно похожи на мечту об истинно персональном ТВ, но лучшего в нашей стране для массового рынка еще ничего не придумано.

Версия для печати (без изображений)