Именно такую тему для обсуждения предложили представители Symantec на очередном открытом для прессы заседании CIOBANK Club — профессионального сообщества руководителей ИТ-подразделений финансово-кредитных институтов. Эта тема соответствует инициативе под названием “Stop Buying Storage” (“Прекратите покупать системы хранения данных”), которую компания недавно выдвинула с целью помочь предприятиям оптимизировать существующие инфраструктуры систем хранения данных и сократить инвестиции в дальнейшее наращивание емкостей хранилищ. К слову сказать, программа заседания предполагала рассмотрение и двух других провокационных инициатив, также выдвинутых Symantec, — “Don’t Gamble With Your Recovery” (“Не играйте в рискованные игры с восстановлением своего бизнеса”) и “Stop Buying Software” (“Прекратите покупать ПО”), однако дело до них так и не дошло, поскольку первая тема оказалась настолько актуальной для ИТ-руководителей, что отняла всё отведенное для дискуссий время. Предлагая на обсуждение данные вопросы, представители Symantec отметили, что они руководствовались стремлением понять, насколько возможности компании совпадают с теми задачами и потребностями, которые стоят перед российским рынком, в частности финансовым.

Ставя вопрос, почему сегодня нужно говорить о проблеме нерационального использования инфраструктур систем хранения данных, директор департамента Symantec Consulting Николай Починок отметил, что год с лишним кризиса показал: всем уже надоело говорить о необходимости экономии ресурсов и пересмотра стратегии развития. “Сегодня многие компании начинают понимать, что общий стратегический подход к закупкам, развитию и внедрению ИТ-решений становится другим. Они начинают более внимательно изучать затратные части проектов, предполагая, что возврат инвестиций будет проходить в более короткие сроки и станет качественно измеряемым. Именно такие тенденции заставляют ИТ-руководителей выдвигать намного более четкие и жесткие требования к предлагаемым продуктам”, — пояснил он.

О значимости данной проблемы для компаний говорит и тот факт, что, согласно приведенным Николаем Починком сведениям IDC, в средней инфраструктуре полезное использование ресурсов дисковой памяти составляет всего 30—40%. То есть 60—70% уходят на непроизводительные издержки, которые накапливаются на каждом этапе storage supplying chain (цепочка предоставления ресурсов хранения для конкретных задач и приложений потребителя), что в конечном итоге приводит к неоптимальному или нерациональному использованию устройств хранения. Так, сначала эти издержки появляются на уровне администратора прикладной системы, который оценивает ее потребности в ресурсах памяти и закладывает некую дельту на их рост. Далее наступает очередь администратора баз данных, который увеличивает эту величину в соответствии со своим видением будущего роста (в лучшем случае на 20%, а в худшем — в два раза), и т. д.

Однако задействовать все 100% ресурсов дисковой памяти, считает Николай Починок, — задача нереальная; данную величину, как показывает практика, можно лишь улучшить, доведя до 60—70%. Для этого необходимо проанализировать цепочку предоставления ресурсов хранения по трем ключевым направлениям — люди, процессы, технологии — и понять, на каких этапах можно было бы избежать избыточных издержек.

Таким образом, инициатива “Stop Buying Storage” подразумевает переход от экстенсивного пути развития и предлагает ИТ-руководителям заняться решением стратегических вопросов. “Первым делом надо навести в своем доме порядок, — сказал директор по продажам в финансовом секторе компании “Symantec Россия и СНГ” Алексей Распопов. — Если взять всю информацию и классифицировать ее по ряду критериев, можно увидеть интересные эффекты. Выявив места возникновения избыточных накладных расходов, вы сможете если не сократить расходы на ИТ, то по крайней мере изменить динамику их роста и перенаправить освободившиеся средства на инновации”.

Открывая дискуссию, председатель CIOBANK Club, директор департамента ИТ Русфинансбанка Олег Подкопаев призвал собравшихся ИТ-руководителей шире взглянуть на данную проблему: “Может быть, в силу своего опыта мы обладаем некоторой консервативностью. Возможно, решения, на которые мы привыкли полагаться, мешают нам развиваться дальше. Поэтому наша главная задача — понять, востребована ли на рынке бизнес-идея оптимизации расходов на системы хранения данных”.

В целом ИТ-директора признали, что сегодня вопрос оптимизации является очень актуальным, поскольку им приходится с теми же ресурсами и деньгами делать в три раза больше. Вместе с тем они сошлись во мнении, что данная проблема возникла не год назад с началом кризиса, а существовала всегда, поскольку деньги на закупку систем хранения данных руководство выделяло не особо охотно и эти затраты надо было очень четко обосновывать. Как подчеркнул один из участников заседания, в бизнесе не существует понятия “покупать, лишь бы чтобы покупать”. Так что ИТ-руководители и в прошлом сначала разрабатывали ИТ-стратегию, узнавали, как хочет развиваться бизнес, и уже под это начинали закупать соответствующее ПО и оборудование.

В результате дискуссия свелась к обмену практическим опытом в деле оптимизации использования дисковых ресурсов. Среди наиболее популярных подходов были названы ограничение объемов памяти для хранения информации пользователей в сети (пользователю выделяется ящик фиксированного размера, скажем, в 500 Мб или 1 Гб, а если ему нужно больше, то он должен это четко обосновывать), перенос в дальние сегменты памяти или другие средства хранения (например, на ленту) той информации, к которой пользователь не обращался несколько лет, хранение ссылок на документы вместо их копий (для электронной почты) и пр. При этом подчеркивалось, что таким образом можно значительно экономить ресурсы дисковой памяти без каких бы то ни было дополнительных затрат. Более того, эти меры помогают снизить рост объемов закупок систем хранения данных и сделать его более стабильным.

Вместе с тем, как было отмечено, задача оптимизации использования ресурсов памяти требует решения целого ряда вопросов в рамках подхода Information Lifecycle Management. В первую очередь сюда относится определение жизненного цикла информации для всех используемых в компании систем, в том числе пользовательских и электронной почты. И только после этого ИТ-руководители могут принимать решение относительно своих потребностей в ресурсах памяти — например, почему размер ящика должен быть именно таким, а не другим.

Еще один вопрос оптимизации связан с классификацией данных, которую банки сегодня уже проводят, руководствуясь потребностями регулирующих органов в том или ином виде информации: какие сведения им следует представлять немедленно, а с какими можно и повременить. И проблема здесь заключается в том, что финансовые данные, поступающие из транзакционных систем, трудно поддаются классификации. Что же касается другой разновидности информации (нефинансовые, неструктурированные данные), то они весьма просто и практически всеми классифицируются (по сроку, по степени использования и т. д.) с помощью самых разных технологий.

А вот относительно перехода на новые технологии, позволяющие сократить издержки на системы хранения данных, большинство участников заседания высказалось однозначно: что при решении этого вопроса всегда нужно исходить из его цены. Прежде всего не существует какой-либо достоверной статистики, сколько средств из ИТ-бюджета организации ежегодно тратят на системы хранения. Как отметил один из ИТ-руководителей, если такая величина составляет менее 10%, то нет смысла заниматься этим вопросом, а лучше сосредоточить свои усилия на оптимизации более существенных вещей. Кроме того, внедрение новых технологий, как правило, связано с дополнительными закупками ПО и обучением ИТ-специалистов. А это в нынешних условиях — непозволительная роскошь.

Версия для печати (без изображений)