Повышение управляемости ИТ-инфраструктур организаций является одной из ключевых задач развития ИТ на всем протяжении их истории. И актуальность этой проблемы со временем только нарастает. Что, в частности, очень наглядно продемонстрировал прошедший кризисный год. В самых общих чертах он характеризовался резким сокращением расходов предприятий на развитие ИТ (в том числе на реализацию новых проектов) и борьбой за повышение эффективности использования имеющихся средств. В этой ситуации неудивительно, что, снижая капитальные инвестиции, заказчики не стали урезать статьи, связанные с приобретением средств управления ИТ. Более того, именно экономические трудности заставили многие компании повысить внимание к этому аспекту работы своего ИТ-хозяйства.

Это видно, в частности, по данным исследований IDC, которые показывают, что в первом полугодии при общем снижении продаж компьютерного оборудования примерно на 60% (в годовом разрезе), а ПО — на 54% поставки программных средств управления ИТ в среднем возросли (продажи ПО управления конфигурациями и изменениями снизились на 9%, а ПО управления оборудованием — выросли на 49%). Эти количественные сведения подтверждаются и анализом ситуации на качественном уровне: в ходе опроса российских ИТ-директоров, проведенного нынешним летом компанией Marketvisio/Gartner, выяснилось, что 50% респондентов считают инфраструктурные задачи стратегическими приоритетами ИТ-развития. И что важно: по мнению экспертов, наметившееся восстановление мировой экономики не снизит актуальность вопросов ИТ-управления, большинство компаний будут учитывать опыт кризиса.

Мысль о том, что перспектива наступления периода “тучных лет” (который все же скорее всего начнется не с этого нового года) — совсем не подвод для прекращения борьбы за повышение эффективности использования ИТ, стала исходным посылом прошедшей в Москве конференции Microsoft Management Summit 2009. А “красной нитью” мероприятия был, конечно же, тезис о том, что именно средства Microsoft являются наиболее подходящими инструментами для реализации такой идеи. Именно такая тональность мероприятия была задана в выступлении главного менеджера программы продвижения Windows Server корпорации Microsoft Джеффа Вулси.

Надо сказать, что Microsoft является относительно новым игроком в сегменте средств ИТ-управления корпоративного уровня (по сравнению с такими именитыми соперниками, как IBM, HP, CA). О своих серьезных планах в этой сфере компания решительно заявила публично в 2003 г., сформулировав свое стратегическое видение проблемы в виде концепции Dynamic Systems Initiative (DSI). К тому моменту Microsoft имела всего два продукта в этой сфере — Systems Management Server и Microsoft Operations Manager. Любопытно, что поначалу Редмонд говорил о намерении создать решение под названием System Center, объединив в нем эти два продукта, с тем чтобы в дальнейшем расширять его функциональность. Но потом компания скорректировала планы, выбрав вариант набора инструментов.

Нынешняя технологическая политика в области ИТ-управления была представлена в 2005 г., когда были объявлены планы формирования семейства ПО System Center. Сейчас в этом наборе имеется восемь решений, покрывающих в целом полный спектр управлений ИТ (за исключением задач управления аппаратными средствами; кроме того, средство Service Manager для управления ИТ-услугами находится пока на стадии бета-тестирования).

Тут нужно подчеркнуть, что на этом рынке Microsoft реализует качественно иную (по сравнению с теми же HP и IBM) парадигму, развивая семейство System Center, исходя из позиционирования себя в качестве поставщика платформы Windows и огромного комплекса инфраструктурных и прикладных программных решений.

По сути весь набор System Center начинал строиться вокруг тех знаний, которые были накоплены корпорацией относительно процессов управления и обслуживания основных своих продуктов. Однако усложнение взаимосвязей между различными продуктами и решениями как самой Microsoft, так и других производителей, потребовало разработки модели, в основе которой лежат процессы методологии Microsoft Operations Framework, базовые знания об инфраструктуре Microsoft и возможность простого расширения системы по мере накопления новых знаний о продуктах, решениях и их взаимосвязях, представленных в виде “пакетов управления”.

Спецификой подхода Microsoft является, конечно же, приоритетная ориентация на поддержку платформы Windows и другого собственного ПО корпорации. Но при этом возможность поддержки гетерогенных сред обеспечивается за счет широкого отраслевого сотрудничества с независимыми поставщиками (в качестве примера можно привести стратегические соглашения с Sun и Novell).

Но такая специфика Microsoft имеет свои плюсы в плане высокого уровня интеграции средств управления между собой, с операционной системой и c прикладными решениями (напомним о тенденции развития ИТ-инфраструктуры в направлении моноплатформенности). В то же время в рамках своей программной платформы компания может реализовать идею управления системами с ориентацией на конечные сервисы. Безусловными плюсами Microsoft являются также традиционная поддержка всего спектра заказчиков (от малых до самых крупных) и наличие огромной партнерской экосистемы.

Нынешний этап развития System Center базируется на платформе Windows Server 2008 R2 и ее возможностях использования средства виртуализации Hyper-V. С точки зрения решения вопросов управления ключевую роль тут начинает играть инструмент System Center Virtual Machine Manager 2008, который способен управлять гетерогенными виртуальными средами.

Говоря об облачной стратегии Microsoft, Джефф Вулси отметил, что корпорация предлагает полный набор средств, обеспечивающих возможность использования заказчиками облаков двух типов: внутренних (частных) и публичных (внешних). Для реализации первого варианта следует применять традиционный набор серверных продуктов Microsoft вместе с инструментами System Center, во втором — сервис Azure, рабочая эксплуатация которого начнется уже в первые месяцы 2010 г.

Но все же облачные дела — это перспектива. Пока же из всего комплекса System Center на сегодняшний день в мире и в России основным является System Center Configuration Manager (SCCM) 2007 для управления конфигурациями ПК и серверов (в начале 2009-го вышло его обновление R2). Это продукт ведет свою историю с 1994 г. (до 2007-го он существовал под названием Systems Management Server) и является признанным лидером в данном классе продуктов.

На конференции было впервые рассказано о реализации рекордного для России проекта: теперь все ПК (150 тыс. клиентских мест) гигантской сети РАО “Российские железные дороги” находятся под управлением иерархической системы SCCM 2007. Это проект был реализован ровно за четырнадцать месяцев компанией Digital Desing. С 1 октября система полностью введена в эксплуатацию.

Версия для печати (без изображений)