В конце ноября компания iTrack, получив дополнительные сведения от Web-разработчиков, уточнила результаты опроса 2 055 621 доменов зоны .ru, проведенного в сентябре этого года с помощью фирменного робота, предназначенного для выявления в обследованных сайтах следов CMS (Content Management System), системы управления содержимым и структурой сайта, или, как часто говорят профессионалы, “движка”, веб-серверов и некоторых других интернет-объектов. Это уже второй опрос такого рода. Первый был проведен данной компанией летом нынешнего года (в июне).

Согласно уточненным результатам последнего опроса, следы коммерческих или бесплатных CMS обнаружены примерно в 17% откликнувшихся сайтах. При этом само количество откликнувшихся сайтов составило 43,63% от числа опрошенных (робот iTrack запрограммирован так, что ждет отклика опрошенного сайта не более пяти секунд).

Причины того, что на запросы робота отозвалось менее половины опрошенных сайтов, директор iTrack Владимир Старков связывает как с плохими каналами связи, так и с долгим временем отклика некоторых серверов (в связи с их загрузкой). Он также отмечает: “Не следует забывать, что примерно 25% доменов в принципе находятся в отключенном состоянии (не делегированы, или возвращают ошибку при запросе)”.

Результаты данного исследования интернет-общественность восприняла неоднозначно. Как и следовало ожидать, против этих результатов ничего не имеют лидеры данного рейтинга — компании “1С-Битрикс” и NetCat: согласно уточненным оценкам iTrack, распространенность их коммерческих CMS составила 45,9 и 31,1%, соответственно (при этом за 100% было принято общее количество сайтов, в которых iTrack обнаружил следы коммерческих CMS). В уточненном отчете iTrack нет явного разграничения долей платных и бесплатных CMS. Однако, если проанализировать таблицы этого отчета, то можно придти к выводу, что из примерно 17% сайтов, в которых обнаружены следы тех или иных систем управления содержимым и структурой сайта, около 14% приходится на долю свободно распространяемых CMS, а около 3% — на долю коммерческих.

В пресс-релизе iTrack от 30 ноября Владимир Старков пишет: “Мы стремимся к построению объективного рейтинга и хотим предоставлять статистические данные, которые будут полезны покупателям и разработчикам CMS. Поэтому мы открыты к обсуждению пожеланий по улучшению методики рейтинга”.

Однако из переписки с генеральным директором Umisoft Сергеем Котыревым у автора данной заметки сложилось впечатление, что конструктивный диалог iTrack со всеми ведущими CMS-разработчиками ещё не сложился. “Методика iTrack пока крайне несовершенна, — убежден Сергей Котырев. — Так, она смогла распознать только каждую пятую нашу систему. Вероятно, для обнаружения CMS используются далеко не все маркеры. Кроме того, результаты их осеннего исследования значительно не соответствуют их же летнему исследованию, причем в сторону меньшей адекватности”. По его словам, наиболее адекватные результаты дает статистика самих производителей (если они её, конечно, не завышают) и опросы веб-мастеров на предмет используемых ими платформ разработки.

“Давайте возьмем для примера число внедрений “1C-Битрикса” и UMI. По информации самих разработчиков, это 30 000 и 6000, соответственно. То есть разница, с учетом возможных погрешностей методик подсчета, примерно в пять раз. В летнем исследовании результаты iTrack были пропорциональны, поэтому мы отнеслись к ним серьезно — 45 и 8% этого исследования дают ту же расстановку сил (разница в 5,5 раз). Однако в последних исследованиях все искажается до неузнаваемости. Доля “1С-Битрикса” осталась неизменна, доля NetCat резко выросла (с чего бы?), а доля UMI сильно упала — как будто несколько последних месяцев вместо запусков новых сайтов на продукции Umisoft, их, наоборот, выключают. Такого не может быть, поскольку в последние полгода динамика продаж наших CMS только растет. Статистику по другим системам не рассматриваю, но думаю, там тоже не все так гладко”, — добавил Сергей Котырев.

Более философски оценивает результаты данного опроса ещё один герой нашего недавнего обзора генеральный директор компании S.Builder Дмитрий Новиков. Он говорит: “Создать точную статистику на этот счет в принципе невозможно. По множеству причин. Одна из них состоит в том, что CMS сейчас множество. И каждый день исчезают и появляются новые. Уследить за всеми просто нереально. Более того, не всегда есть возможность точно выяснить не только то, какая именно CMS стоит на том или ином сайте, но и стоит ли она там вообще. Например, на базе нашей CMS S.Builder создан сайт одного очень крупного и известного банка, но проверить это практически невозможно. В коде упоминаний о CMS мы не оставляем. А вход в панель управления сайтом этого банка открыт только для IP-адресов его сотрудников. Вот и получаем еще один сайт, не использующий CMS”.

Что движет конечными пользователями, скрывающими следы используемых ими CMS? “Любой программный код имеет дыры, — отмечает Дмитрий Новиков. — К сожалению, сделать ПО без дыр в принципе нереально. Потенциально уязвимо если не само ПО, так особенности версии языка и т. д. И если знать куда копать, то дыру найти можно. Знание CMS, на базе которой создан сайт, немного увеличивает шансы его взлома, т. к. дает некоторую информацию об индивидуальных особенностях “движка”. Насколько это серьезно, зависит от каждой конкретной CMS. У нас, например, с этим делом все более чем хорошо. Но клиент пусть и на чуть-чуть увеличивая шансы взлома, ничего не получает в замен. Ему какая разница — будет посчитана CMS его сайта или нет? Он-то свой выбор уже сделал”.

Итак, владельцев сайтов, скрывающих следы используемых ими CMS, понять можно. А что мешает поставщикам коробочных CMS договориться о каком-то едином способе метки своих кодов? На этот вопрос Дмитрий Новиков отвечает так: “А зачем? Наша задача состоит в том, чтобы продать наш продукт, а не в том, чтобы нас посчитали”.

Интересно отметить, что г-н Новиков с известной осторожностью относится не только к результатам работы независимых экспертов, но и к оценкам фирм-разработчиков: “Даже мы точно не знаем, сколько сайтов используют нашу CMS. Мы периодически проходимся своим роботом по нашей базе данных. Принцип действия его такой же, как и у робота iTrack. То есть наша оценка (4000 сайтов) — величина достаточно условная. Смотрите: мы выдали более 11 тыс. ключей, из них оплачено более 5 тыс. В то же время сайты имеют тенденцию закрываться, переделываться и т. д. Ещё сложнее подсчитать соотношение между платными и бесплатными CMS. Не секрет, что NetCat в свое время продавал низшую версию своего продукта за 99 руб. Тогда на этом продукте было сделано очень много сайтов. Umisoft раздает лайт-версию бесплатно. Могу предположить, что никто не знает того, какой процент от их лицензий приходится на бесплатные или почти бесплатные дистрибутивы”. Отметим, что NetCat, утверждая, что в настоящее время в нашей стране её CMS используют около 13 тыс. сайтов, не раскрывает “поредакционную” структуру своих продаж. Не делают этого и другие компании.

В первой половине января 2010 г. робот iTrack снова примется за работу. По словам Владимира Старкова, в настоящее время его компания способна различать следы примерно полусотни CMS, но в рейтинг включаются сведения только о 19 из них, т. к. “остальные имеют исчезающе малую долю”. Во второй половине января результаты очередного “прощупывания” cайтов Рунета будут обобщены и опубликованы.

Версия для печати