Сняв с линии “Москва — Сант-Петербург” ЭР-200, который возил пассажиров с 1984-го до весны 2009 г., достигая на отдельных участках пути скорости 200 км/ч, руководство РЖД наконец-то запустило несколько более скоростных поездов “Сапсан”, чья скорость достигает 250—280 км/ч. Причем эти поезда оказались практически единственными в парке РЖД, которые оснащены самыми современными ИТ-системами.

В “Сапсанах” производства Siemens наконец-то развернуты полноценные комплексы управления информационной безопасностью — в каждом вагоне находится несколько IP-камер, объективы которых закамуфлированы зеркальными стеклами. Все данные записываются и сохраняются в течение нескольких дней. Кроме того, для оперативного реагирования на борту поезда присутствует сотрудник милиции и два сотрудника ЧОП “РЖД-Охрана”. Связь между проводниками, сотрудниками охраны и руководителем поездной бригады осуществляется с помощью профессиональных портативных раций.

Вдобавок ИТ-система “Сапсана” подготовлена к электронной регистрации пассажиров на рейс по безбумажной технологии. Во-первых, в каждом поезде присутствует как минимум один терминал для продажи билетов на промежуточных станциях — он соединен по VPN с системой “Экспресс-3”. Однако каналом передачи данных там выступает GPRS, который временами “подвисает”.

Во-вторых, все проводники оснащены ручными индустриальными коммуникаторами с возможностью считывания штрих-кодов, которые по Wi-Fi соединены с сервером, установленным в штабном купе. У них две основные функции — быстрая регистрация пассажиров с бумажными билетами или подтверждение данных для тех, кто приобрел билеты через Интернет и зарегистрировался на веб-сайте РЖД. Схема работы достаточно простая — проводник регистрирует пассажира как осуществившего посадку путем нажатия соответствующей клавиши на терминале сбора данных, при этом статус этого пассажира, отображается в общей базе данных и передается на сервер. Правда, сервис электронной регистрации до сих пор работает только на конечных станциях — в Москве и Санкт-Петербурге, вероятно из-за нестабильного канала связи с системой “Экспресс-3”. Хотя при невозможности передачи ведомостей занятия мест пассажирами, прошедшими электронную регистрацию, из автоматизированного рабочего места начальника поезда в терминалы сбора данных, эта информация должна быть распечатана для проводников на бумаге.

Кроме того, в вагонах первого класса хотспоты Wi-Fi, которые используются для передачи служебной информации, работают и для предоставления услуг доступа в Интернет. Ранее такая функция была у пассажиров исключительно на вокзалах: даже в фирменных поездах доступа в Интернет нет. За этот сервис в “Сапсанах” дополнительных денег не берут — его стоимость включена в цену билета, даже если пользователю он и не нужен. Формально, в вагонах второго класса варианта подключиться к Сети по Wi-Fi нет, но те пассажиры, которые купили себе места совсем близко к вагонам первого класса, по их отзывам в блогах, “достучаться” до хотспотов все-таки могут. Скорость загрузки информации, правда, не очень высокая — 64—128 кбит/с. Гарантировать этот сервис никто не берется, и совершенно не исключены ситуации, когда он может быть недоступен “по техническим причинам”. Доступ в Сеть на скорости в 250 км/ч обеспечивается, как ни странно, за счет нескольких выносных антенн сотовой связи, которые пытаются ловить сигнал от провайдеров мобильного доступа для связи пассажиров. Очень возможно, что это решение будет заменено на систему BGAN или 50-сантиметровую антенну VSAT Ku-диапазона. Правда, точных данных о будущей комплектации пока нет — это может быть и антенна на фазированной решетке.

Несмотря на то, что максимальное время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом, с учетом четырех промежуточных остановок, составляет около 4 ч, не у всех электронных гаджетов хватит заряда батарей на такую поездку. Для этого в вагонах первого класса в подлокотниках кресел можно найти розетки на 220 Вт: такого сервиса в самолетах пока нет. Пассажирам второго класса для подзарядки своих устройств приходится довольствоваться розетками, размещенными в торцах вагонов.

Версия для печати (без изображений)