Подавляющее большинство российских предприятий уже прошли этап первоначального построения ИТ-инфраструктуры, а значит, располагают значительными ИТ-активами, которыми, как и любыми другими, нужно управлять, желательно управлять эффективно. Реализуется такое управление с помощью набора взаимосвязанных процессов, нацеленных на решение относящихся к ИТ-активам вопросов учёта, финансового контроля и исполнение контрактных обязательств на протяжении всего жизненного цикла принадлежащих к ИТ-активам элементов — от их закупки до вывода из эксплуатации. В каждой конкретной организации, как правило, внедряется свой набор процессов для управления ИТ-активами, но среди них можно выделить ряд наиболее важных и традиционно реализуемых: управление контрактами; управление закупками; управление инсталляцией, перемещением и изменениями (install-move-add-change, IMAC), а также вывод из эксплуатации.

В принципе хорошо известно, что предприятие выигрывает в случае грамотно организованного управления ИТ-активами. Прежде всего — это избавление от хаоса в учете элементов ИТ-инфраструктуры: уже на этапе внедрения процедур учета (технического отслеживания) ИТ-активов вырисовывается четкая картина, где находятся те или иные активы и кто за них отвечает. Организация финансового отслеживания элементов ИТ-инфраструктуры позволяет выяснить, во что реально обходится владение теми или иными ИТ-активами, т. е. рассчитать для них показатель TCO. Кроме того, имея доступ к подобной информации в режиме реального времени, ИТ-руководитель получает возможность для принятия обоснованных управленческих решений — например, для оценки необходимых инвестиций в ИТ и стоимости конкретных ИТ-проектов.

Вместе с тем в ходе обсуждения возможностей и средств организации управления ИТ-активами с потенциальными заказчиками нередко возникают самые разные вопросы, требующие прояснения. На некоторые из них мы постарались ответить в данной статье.

1. Зачем нам управление ИТ-активами, если есть проверенные временем ITSM и ITIL?

Библиотеки ITIL и ITSM отражают накопленный международным ИТ-сообществом опыт в управлении ИТ-услугами, включая реализацию функций учета и финансового контроля (и не только). Собственно для этого ITIL и разрабатывался. Управление ИТ-активами — это иное. Оно имеет отношение непосредственно к элементам используемой на предприятии ИТ-инфраструктуры (в классическом варианте под элементами ИТ-инфраструктуры с точки зрения управления ИТ-активами понимается аппаратное и программное обеспечение, которое может быть задействовано для разных целей, в том числе и для предоставления ИТ-услуг). К сожалению, в ITIL и ITSM вопросы учета аппаратного и программного обеспечения в течение всего жизненного цикла и соответствующего финансового контроля за использованием такого рода ресурсов не освещены.

2. В ITIL v.3 описан процесс управления конфигурациями и сервисными активами, который работает как раз на уровне элементов ИТ-инфраструктуры. Разве нельзя использовать его для управления ИТ-активами?

Процесс управления конфигурациями и сервисными активами охватывает лишь те элементы, которые задействованы в разработке, эксплуатации и предоставлении ИТ-услуг. Такие элементы не всегда являются ИТ-активами, и, наоборот, не все ИТ-активы используются для указанных целей и в таком случае оказываются вне процесса управления. Об этом прямо говорится в ITIL v.3*. То есть указанный процесс обеспечивает учет лишь части элементов ИТ-инфраструктуры и только в разрезе жизненного цикла ИТ-услуг. Как закупать аппаратное и программное обеспечение? Как связывать с ним контракты? Как отслеживать затраты на приобретение и эксплуатацию аппаратного и программного обеспечения? Все эти вопросы остаются открытыми.

3. У нас уже реализован процесс управления конфигурациями, и мы считаем, что управление ИТ-активами нам ни к чему. Зачем нам два схожих процесса?

Действительно, процессы управления ИТ-активами и конфигурациями во многом схожи, что нередко порождает заблуждение об их идентичности. На самом деле они предполагают учет элементов ИТ-инфраструктуры в разных разрезах (см. таблицу): в управлении конфигурациями элементы учитываются с точки зрения реализуемой с их помощью функциональности и их влияния на предоставление ИТ-услуг; в управлении ИТ-активами контролируются стоимостные характеристики элементов, а также их влияние на стоимость других элементов и системы в целом (например, влияние стоимости картриджей на совокупную стоимость владения принтером за определенный финансовый период).

4. У нас уже реализован процесс управления конфигурациями. Как это может упростить внедрение управления ИТ-активами?

В таком случае можно существенно оптимизировать сроки и стоимость внедрения управления ИТ-активами, особенно на первом этапе — при организации учета ИТ-активов.

Во-первых, за счет заимствования данных из имеющейся CMDB можно значительно сократить время создания и первичного наполнения базы данных ИТ-активов. Во-вторых, можно воспользоваться уже существующей маркировкой элементов ИТ-инфраструктуры, а также имеющимися на предприятии инструментами и процедурами маркировки. Соответственно снизятся затраты на приобретение необходимого оборудования и обучение персонала.

В третьих, можно использовать уже имеющиеся средства автоматического обнаружения элементов инфраструктуры, что опять же позволит сократить затраты на проект. В четвертых, при внедрении управления ИТ-активами, вероятно, удастся избежать сопротивления персонала, так как некоторые процедуры управления конфигурациями идентичны процедурам учета ИТ-активов (иногда их даже объединяют). Это ускорит выполнение проекта.

Таблица. В чем разница между управлением конфигурациями и техническим отслеживанием ИТ-активов.
Управление конфигурациями Техническое отслеживание ИТ активов
Элементы ИТ-инфраструктуры учитываются с точки зрения их использования для разработки, поддержки и предоставления ИТ-услуг Элементы ИТ-инфраструктуры учитываются с точки зрения финансового контроля за их использованием
Связи между элементами контролируются с целью обеспечения необходимых функциональных параметров системы (например, доступности ИТ-услуги) Связи между элементами учитываются с целью оценки интегральных стоимостных характеристик системы (например, для расчета ТСО)
Жизненный цикл элементов, как правило, начинается с их поставки на склад или даже с установки по месту эксплуатации Жизненный цикл элементов, как правило, начинается с закупки
Интеграция процесса с бухгалтерским учетом, как правило, не требуется Требуется достаточно тесная увязка процесса с бухгалтерским учетом (на уровне интерфейсов между процессами и системами автоматизации)
Учета связей с контрактами на поставку, номерами договоров, партиями поставки, как правило, не требуется Обычно требуется учет связей с контрактами на поставку, номерами договоров, партиями поставки

Автор статьи — ведущий консультант компании "ИНЛАЙН ГРУП".

* “SACM may cover non-IT assets, work products used to develop the services and configuration items required to support the Service that are not formally classified as assets”. ITIL v.3, Service Transition.

Специальный проект.

Версия для печати (без изображений)