Несмотря на экономический спад, рынок средств интеграции приложений и связующего ПО (Application Infrastructure and Middleware, AIM) вырос в 2009 г. на 2,8% и достиг 15,9 млрд. долл. Такую оценку приводит аналитическая компания Gartner, отмечая, впрочем, что в докризисный 2008 г. рост был выше — 7,1%.

По мнению аналитиков, в области AIM сложилась более благоприятная ситуация, чем в среднем на всем рынке ПО, на котором весьма негативно отразилось снижение экономической активности. Сокращение ИТ-бюджетов, начавшееся в первой половине 2009-го, привело к уменьшению масштабов, замораживанию или отмене многих проектов внедрения ПО. К тому же по карманам поставщиков коммерческих продуктов больно ударил рост популярности свободного ПО.

В результате 2009-й стал худшим годом с точки зрения расходов на AIM. Но тем не менее продвижению AIM-технологий способствовал ряд факторов, таких как распространение сервисно-ориентированной архитектуры (SOA), применение средств управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM) и наличие у предприятий потребности в интеграции приложений. Благодаря этому в отличие от многих секторов рынка ПО в области AIM не произошло спада, а напротив, был отмечен рост, хотя и небольшой.

В 2007—2008 гг. рынок AIM претерпел серьезные изменения из-за ряда крупных слияний и поглощений. Достаточно вспомнить сделки RedHat + JBoss, Software AG + webMethods, Oracle + BEA, Progress Software + Iona Technologies. В 2009-м таких событий не происходило, отчасти из-за кризиса, а также потому, что ведущие игроки “переваривали” свои предыдущие покупки.

В результате слияний консолидация в области AIM усилилась, и сейчас пятерка лидеров контролирует больше половины рынка (52%). Первое место со значительным отрывом сохраняет IBM. Среди остальных игроков выделяется Oracle, которая сделала мощный рывок, существенно увеличив свою долю. По оценке Gartner, компания лидирует в сегменте серверов приложений и сокращает разрыв с IBM в области интеграционных шин Enterprise Service Bus (ESB). Далее следуют Microsoft и Software AG, которые тоже увеличили свои доли в 2009-м (см. таблицу).

Gartner делит рынок AIM на 12 сегментов. Среди них наиболее быстро (с двузначным показателем роста в процентах) росли сектора средств управления для архитектуры SOA, связующего ПО на базе обмена сообщениями и BPM-систем. Как отмечает Gartner, технологии управления для SOA являются новаторскими и ими занимается довольно узкий круг поставщиков, поэтому аналитики ожидают в данной области усиления консолидации и интеграции этих технологий с более крупными системами управления ИТ-инфраструктурой. В сегменте BPM рост продолжается, несмотря на кризис, так как средства автоматизации бизнес-процессов способствуют сокращению расходов и повышению эффективности бизнеса предприятий.

С точки зрения территориального распределения самыми большими рынками для технологий AIM являются североамериканский и западноевропейский, далее следуют японский и азиатско-тихоокеанский. Однако наиболее быстрый рост наблюдался в развивающихся странах Латинской Америки, Ближнего Востока и Азии. Сильно разочаровал аналитиков регион Восточной Европы, в котором происходил такой же спад, как и в развитых странах.

В азиатско-тихоокеанском районе хоть и был отмечен рост, но он оказался ниже ожидаемого. Gartner объясняет это последствиями чрезмерного “аппетита” Oracle. Компании BEA и Sun, которые она поглотила, исторически имели сильные позиции в данном регионе, но из-за сомнений и неуверенности в перспективах таких слияний заказчики приостановили инвестиции в технологии этих поставщиков.

В заключение аналитики указывают, что изменения на рынке AIM продолжаются, так как, с одной стороны, ведущие игроки продолжают консолидацию и органический рост, а с другой — постоянно появляются новые компании, работающие в таких инновационных областях, как средства обмена сообщениями с малым временем ожидания (low latency messaging, LLM), управляемая передача файлов (managed file transfer, MFT), экстремальная обработка транзакций (extreme transaction processing, XTP), обработка сложных событий (Complex Event Processing, CEP) и анализ бизнес-процессов (Business Process Analysis, BPA). Кроме того, растущая активность в сфере облачных вычислений неизбежно отражается на решениях, предлагаемых поставщиками AIM, — например, увеличивается внимание предприятий к предложениям типа “платформа для приложений как услуга” (aрplication-platform-as-a-service, APaaS).

Аналитики полагают, что с началом экономического возрождения наступит подъем и на рынке AIM, так как за время спада накопился значительный отложенный спрос на средства интеграции и связующее ПО.

Таблица. Распределение мирового рынка AIM
Компания Объем продаж в 2009 г., млн. долл. Доля рынка в 2009 г.,% Объем продаж в 2008 г., млн. долл. Доля рынка в 2008 г.,% Рост продаж в 2009 г.,%
IBM 5034,6 31,5 4659,4 29,9 8,1
Oracle 2663,4 16,7 2061,0 13,2 29,2
Microsoft 621,6 3,9 567,1 3,6 9,6
Software AG 476,2 3,0 436,4 2,8 9,1
TIBCO 417,9 2,6 423,0 2,7 -1,2
Другие 6,781,5 42,4 7,418,5 47,7 -8,6
Всего 15995,3 100,0 15,565,4 100,0 2,8
Источник: Gartner.

Версия для печати