В докладе министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева на расширенной коллегии Минкомсвязи прозвучал ряд тезисов о работе системы связи страны в условиях чрезвычайных ситуаций. Говоря о выходе на новое качество инфраструктурных решений в связи, министр призвал учитывать важнейшую задачу, связанную с пиковыми нагрузками на сети в условиях чрезвычайных ситуаций.

“По поручению главы правительства мы разработали проект концепции системы централизованного управления сетью связи общего пользования в чрезвычайных ситуациях, — сказал он. — Собрали коллегию министерства и сообща решили: надо проверить, насколько операторы связи готовы к таким ситуациям. И принять действенные меры”.

Уже есть результаты: открылся первый в России ситуационный центр мобильной связи. Министр отметил, что подобные центры должны быть у всех участников рынка связи. Основная задача таких ситуационных центров — вести мониторинг нагрузки на сеть и обеспечивать взаимодействие оператора с МЧС, Минкомсвязи и другими ведомствами при появлении угрозы или возникновении чрезвычайных ситуаций в различных регионах страны.

Центры также призваны оповещать абонентов мобильной связи о чрезвычайных ситуациях или угрозе их возникновения, контролировать аварийно-восстановительные работы на объектах связи сети при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Кроме того, Минкомсвязи совместно с МЧС в декабре прошлого года провели приемку опытного образца мобильного узла связи, который будет работать в пунктах управления региональных центров по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Другая грань обеспечения безопасности с помощью телекоммуникаций — внедрение системы вызова экстренных оперативных служб через единый номер “112”. С февраля 2009 г. в опытной эксплуатации находится часть пилотной зоны “Системы 112” в составе центра обработки вызовов и подключенных к нему диспетчерских служб.

Завершение первого этапа работ (создание программно-аппаратного комплекса и его испытания) запланировано МЧС России на июнь нынешнего года. Второй этап, включающий развертывание связной составляющей “Системы 112” в Курской области, проведение опытной эксплуатации и приемки “Системы 112”, запланирован на второе полугодие 2010 г.

Как сообщается в документах расширенной коллегии, для проведения дальнейших работ по созданию “Системы 112” планируется сформировать полный пакет исходных данных для проектирования транспортной подсистемы (схема информационного взаимодействия между элементами “Системы 112”, интерфейсы, скорости обмена данными, протоколы, сетевая нагрузка, перечень информации об абоненте).

Далее МЧС совместно с Минкомсвязи предстоит разработать системный проект транспортной подсистемы, в котором следует определить объединяемые объекты, разработать схемы организации связи для операторских компаний Курской области, утвердить требования к объему информации, предоставляемой телекоммуникационными операторами диспетчерам экстренных служб, интерфейсы и протоколы обмена информацией.

Наконец, предстоит уточнить объемы работ и их стоимость для определения реальных потребностей в финансировании на 2010-й и последующие годы и заказать необходимые каналы связи или ресурсы сетей передачи данных у телекоммуникационных операторов Курской области. На основе полученного опыта будет обеспечено внесение в российское законодательство в области связи соответствующих дополнений, для чего потребуется проведение соответствующей НИР.

По предварительной оценке МЧС России, финансирование работ по развертыванию “Системы 112” в Курской области в 2010 г. может составить 150—200 млн. руб. Параллельно также ведется работа по пилотному развертыванию “Системы 112” в Санкт-Петербурге с разработкой проекта транспортной подсистемы и определение источников ее финансирования.

Вместе с тем, пока темпы создания системы вызова экстренных оперативных служб через единый номер “112” явно отстают от первоначально намеченных сроков и это, возможно, заставит перевести часть работ в другую плоскость. “Назревает вопрос о переходе на номера 101, 102, 103 и 104”, — считает Тамара Моисеева, заместитель директора департамента государственной политики в области связи Минкомсвязи.

Версия для печати