Если безоговорочно верить исследованию Google и “Ситибанка”, то до конца года россияне оставят в российских и иностранных интернет-магазинах аж 600 млрд. руб. Причем, все эти товары и услуги оплачены исключительно банковскими картами. Судя по описанию исследования, базой для анализа стали статистические данные о покупках, совершенных клиентами “Ситибанка” за период с января 2008 г. по октябрь 2010-го — то есть за полтора года, причем выборка составила 450 тыс. клиентов.

В настоящий момент значительная доля онлайн-покупок в России приходится на Москву и Санкт-Петербург, однако в течение следующих лет ожидаются высокие темпы роста по этому показателю в других городах-миллионниках. Также в двух столицах наблюдается самое большое количество запросов в поисковике Google со словом “купить”.

Авторы исследования “нарисовали” портрет среднестатистического онлайн-покупателя. По их мнению, это мужчина в возрасте от 20 до 40 лет — менеджер среднего и высшего звена, предприниматель или владелец собственного бизнеса. Кроме того, онлайн-покупатели зарабатывают на 30% больше тех, кто приобретает товары традиционным способом, а объем кредитных обязательств у них в среднем в два раза ниже, чем у тех, кто не совершает покупок в Сети.

Вместе с этим, по данным проекта Consumer Barometr, 88% российских пользователей выбирают товары в Сети, оценивают их потребительские свойства удаленно, но покупают исключительно в офлайновых магазинах (используя как платежные карты, так и наличные). 36% выбирают и приобретают товары в Интернете, а еще 11%, выбрав товар в офлайне, приобретают его с помощью онлайн-сервисов. Именно за счет этих 47% клиентов доля покупок в Сети выросла с начала 2008 г. в два раза — с 4 до 8%. Странно, что по данным этого исследования россияне больше покупают через Интернет в России (57%), чем за рубежом — скорее всего, это связано с различными типами товаров и услуг. На первых трех местах при покупках через Сеть (по объему денег) находятся авиабилеты (34,8% рынка, средний чек 14,1 тыс. руб.), железнодорожные билеты (12,9%, средний чек — 2,2 тыс. руб.), а также турпутевки (7,2% рынка и 6,8 тыс. руб. на каждую покупку в среднем). Все это услуги, которые приобретаются в стране пребывания. На одежду, ПО и компьютеры, приборы домашнего обихода — то есть то, что можно купить в иностранных магазинах — приходится в сумме 6,2% рынка. Интересно, что в данном случае с большим отрывом лидирует eBay (в большинстве случаев оплата идет через PayPal), который “обставил” даже Ozon и Amazon. Правда, iTunes по объему продаж опережает все российские и иностранные магазины ПО вместе взятые: любители iPhone приобретают там программы весьма активно.

Кстати, по величине среднего чека с авиалиниями могут конкурировать только образовательные услуги (14,2 тыс. руб.), но они в структуре рынка занимают всего 0,8%. Значимыми являются и затраты на гостиницы — пусть это 2,1% объема рынка, но 9,2 тыс. руб. среднего чека — третье место среди всех 16 категорий товаров и услуг, которые оценивались в рамках исследования.

Интересная динамика и по количеству транзакций — здесь на первом месте услуги связи, один из “вечных бизнесов”. Его доля на рынке занимает 28,9% со средним чеком 548 руб. То есть по карточкам за услуги связи платят не так уж и много, но регулярно и часто. При этом корреляция с общероссийским ARPU все-таки существует — дело в том, что пополняют лицевой счет не только для того, чтобы потратить эти деньги на услуги связи, но и для того, чтобы перевести эти средства в пользу сторонних компаний с помощью мобильных платежей.

В категории услуг связи к “большой тройке” добавился и Skype — крупнейший VoIP-оператор обошел даже дискаунтера Tele2 (оператор тоже принимает карточки на своем сайте): тенденция по потере денег от дальних вызовов у МТС, “МегаФона” и “ВымпелКома” становится все более очевидной. На втором месте — национальный монополист РЖД с 14,2% рынка и средним чеком, как было сказано, 2,2 тыс. руб.: этих денег вполне хватает на два билета “туда-обратно” между крупными городами, правда только в плацкарте. Растущая категория — это магазины музыки, по числу транзакций они находятся на третьем месте (10,4% рынка), но объем покупок невелик — 150 руб. среднего чека говорит о том, что здесь “окопались” продавцы цифрового контента.

К сожалению, в исследовании не дается оценки величины фрода по банковским картами, который весьма значителен при интернет-платежах. По мнению специалистов компании Chronopay, типичная проблема при платеже в Интернете — попытка перехвата данных во время осуществления транзакции или похищение информации из существующей базы данных. При этом фишингу, в основном, подвергаются интернет-банки и платежные страницы магазинов, которые не поддерживают работу через процессинговые компании и чей интерфейс ввода данных о пластике не известен широкому кругу клиентов.

Версия для печати