После четырехкратного сокращения количества мэйнфреймов, происходящего в мире на протяжении нескольких последних лет, к настоящему времени оно стабилизировалось и даже начало увеличиваться. В августе 2010 г. международная компания Vanson Bourne завершила исследование на тему “Мэйнфрейм — лучшая облачная платформа?”. В ходе исследования, инициированного корпорацией CA Technologies, было опрошено около 300 ИТ-руководителей наиболее крупных компаний из 10 стран Западной и Восточной Европы (в число которых вошла и Россия), использующих в своих ИТ-инфраструктурах мэйнфреймы.

Ключевой вывод исследования таков: 82% респондентов, ныне владеющих мэйнфремами, считают, что эта платформа будет и в дальнейшем использоваться не менее активно, чем сегодня. В России 79% опрошенных сообщили, что собираются использовать мэйнфреймы даже более активно, чем сейчас. Среди оснований, которые способствует оптимистичному настрою, пользователи мэйнфреймов выделяют их высокую надежность (55%), отработанность технологий платформы (52%), экономическую эффективность (48%) и, наконец, здоровый консерватизм ИТ-персонала, обслуживающего эту платформу (40%).

Кадровый голод и способы его преодоления

Исследование выявило также серьезнейшую кадровую проблему в сфере использования мэйнфреймов. С остротой этой проблемы столкнулось 44% опрошенных ИТ-руководителей. Средний возраст инженеров, работающих сегодня на мэйнфреймах, составляет 60 лет. При среднестатистической продолжительности жизни мужчин в России в 59 лет можно признать, что для нашей страны ситуация в этой области просто катастрофическая. Новых специалистов найти очень сложно. Остро стоит вопрос передачи инженерной молодежи знаний, накапливаемых десятилетиями стареющими опытными кадрами. Поэтому 54% респондентов считают наиболее важной для себя потребностью ближайшего года обучение персонала, работающего на мэйнфреймах, а 38% опрошенных требуются новые инженерные кадры для работы с этими устройствами. Проблема дефицита специалистов по мэйнфреймам примерно одинакова по значимости для всех европейских стран.

Реагируя на рыночную потребность в специалистах для работы на мэйнфреймах, компания CA Technologies открыла проект “Академия мэйнфрейма”. Как объявил вице-президент по программному инжинирингу компании CA Technologies Радован Янечек, проект стартовал в Европе и будет продолжен в США, он нацелен на подготовку молодых профессионалов в области мэйнфреймов. Большая роль при этом отводится организации процесса передачи компетенций в области мэйнфреймов от ветеранов к молодым специалистам ИТ-сферы. В настоящее время Радован Янечек отвечает за работу группы НИОКР в технологическом центре CA в Праге, где тоже организуется работа Академии.

Упрощение эксплуатации мэйнфреймов

Важной проблемой в области использования мэйнфреймов наряду с кадровым дефицитом (и являющаяся следствием его) признана потребность во внедрении нового и более легкого в эксплуатации ПО. С этим согласны 43% опрошенных.

Mainframe 2.0. Являясь вторым после IBM софтверным вендором в области мэйнфреймов, у которого ПО для этой платформы составляет 60% бизнеса, CA Technologies объявила о том, что не остается в стороне от участия в разрешении этой проблемы и выдвигает новую стратегию управления мэйнфреймами — Mainframe 2.0.

Как сообщил менеджер по общим вопросам подразделения мэйнфреймов компании CA Technologies Дэйтон Семерян, стратегия нацелена на оптимизацию использования мэйнфреймов, на обеспечение контроля затрат и повышение производительности как самой платформы, так и работающего с ней персонала, на упрощение внедрения ИТ-инноваций на базе этой платформы. Благодаря упрощению, автоматизации и модернизации управления мэйнфреймом новая стратегия, по мнению CA, облегчит подключение к работе на мэйнфреймах молодого поколения ИТ-инженеров. Как считают в CA, для пользователей мэйнфреймов также открываются широкие возможности влиять на направление разработки нового ПО благодаря соответственно выстроенному маркетингу.

Поскольку расходы на “железо” в вычислительной архитектуре, построенной на мэйнфреймах, высоки, стратегия исходит прежде всего из имеющегося аппаратного комплекса. Вместе с этим, как заявил глава представительства CA в России и странах СНГ Сергей Никифоров, она учитывает возможности и самых новых аппаратных реализаций в области мэйнфреймов. Потребителями ПО, разрабатываемого в русле стратегии Mainframe 2.0, по его мнению, будут в первую очередь те компании и организации, которые хотят оптимизировать расходы на ИТ.

Из программных продуктов, разработанных в русле стратегии Mainframe 2.0, CA прежде всего обращает внимание пользователей на продукт Mainframe Software Manager (MSM). Его задача — упростить инсталляцию на платформу более чем 200 продуктов из портфеля CA Mainframe Stack. Если даже профессионалы сегодня тратят на развертывание ПО на мэйнфреймах часы, то, как сказал Сергей Никифоров, MSM уменьшает это время до минут.

Другой важный компонент Mainframe 2.0 — продукт CA Mainframe Chorus. Это, по определению технических специалистов CA, ролевая рабочая среда для работы с базами данных (сегодня это DB2), управления производительностью приложений, автоматизации загрузки приложений, управления расписанием резервного копирования и безопасностью. По словам представителей CA, в Mainframe Chorus обобщена экспертиза основных технических специализаций, связанных с эксплуатацией мэйнфреймов, — администраторов БД, специалистов по информационной безопасности, системам хранения данных, управлению производительностью. На базе этих обобщений автоматизированы их основные рабочие процессы. По мнению сотрудников CA, этот продукт эффективен при подключении к работе на мэйнфреймах молодых инженеров, поскольку на его освоение и переход к выполнению штатных обязанностей требуется гораздо меньше времени, чем при использовании классического инструментария управления платформой. Как заявляют инженеры CA, Mainframe Chorus не заменяет классический инструментарий полностью — по их оценкам, это удобная оболочка, упрощающая работу с базовым функционалом, существенно облегчающая начало работы с мэйнфреймом.

Как сообщил Дэйтон Семерян, CA поставила перед собой задачу интегрировать мэйнфреймы с распределенными платформами, и уже сегодня ПО компании CA позволяет контролировать такие гетерогенные среды без тех трудностей, с которыми сталкивались ИТ-специалисты ранее.

Мейнфреймы и облака

Исследование компании Vanson Bourne, по мнению Дэйтона Семеряна, неоспоримо свидетельствует о возможности использования в ближайшие десятилетия мэйнфреймов в новых ИТ-моделях, таких как облачные технологии, и в качестве платформы для ЦОДов, особенно для работы с критическими данными. Так, 79% участников исследования считают, что мэйнфреймы станут обязательными элементами развития облачных вычислений, что облачные вычисления расширят “среду обитания” мэйнфреймов, а 74% респондентов полагают, что облачное будущее их компаний будет основано именно на мэйнфреймах. При этом 77% респондентов уже (в той или иной мере) внедрили у себя облачные технологии или считают это частью своей ИТ-стратегии на ближайший год.

В России среди опрошенных корпоративных пользователей мейнфреймов только 3% уже используют сегодня облачные технологии (хотя бы в минимальной объеме), а собираются внедрять их около 35%. Зато в нашей стране больше, чем в среднем среди опрошенных, тех кто считает, что мэйнфреймы являются оптимальной платформой для облачных вычислений — таких 89%, а 97% российских организаций полагают, что мэйнфреймы играют важную роль при внедрении у них облачных технологий. 70% российских респондентов предполагают расширять использование мэйнфреймов в ближайшем будущем.

Облачные вычисления, по мнению Сергея Никифорова, позволяют перейти от разговоров о технических платформах к разработке и предоставлению потребительских ИТ-сервисов. Он полагает, что облака представляют собой способ потребления таких ИТ-сервисов, и мэйнфреймы тут имеют преимущества по сравнению с распределенными системами, поскольку уже построены так, что оказывать ИТ-услуги на их базе проще. К тому же мэйнфрейм позволяет готовые, наработанные в течение десятилетий в этой архитектуре ИТ-сервисы предоставлять и через облака.

Будущее, по мнению CA, за компаниями, которые нацелены на разработку ИТ-сервисов, ориентированных на бизнес, и на управление ими. CA видит в ИТ-руководителе менеджера, который понимает то, что нужно бизнесу, и исходя из этого, регулирует поставку ИТ-услуг, которые можно производить как внутри компании, так и получать от внешних поставщиков или использовать для этого гибридные модели. Те ИТ-службы, которые этого не сделают, как считают в CA, проиграют в конкуренции. У ИТ должна быть платформа для поддержки системы доставки ИТ-сервисов конечным потребителям. И, по убеждениям CA, мэйнфреймы вполне могут стать базой для построения таких платформ.

Версия для печати (без изображений)