Чем больше я работал с Microsoft System Center Configuration Manager, тем больше крепло у меня ощущение, будто я иду по заводу, который вскоре закроется. Это не означает, что SCCM 2007 R3 является заброшенным проектом. И я не берусь предсказать смерть рабочего стола.

Однако очевидно, что формируются новые парадигмы пользовательского компьютинга, тогда как SCCM латает основы старых. Некогда физические рабочие столы — вкупе с бесконечной чередой инструментов, обеспечивающих функционирование этих систем, — напоминали цветущие луга. В наши дни они выглядят явно безрадостно, словно над ними гуляет злой ветер.

Даже спустя десять с лишним лет предоставление пользователям, обслуживание и наконец утилизация физического ПК или ноутбука требуют колоссальных затрат времени и средств. В силу принятых в прошлом веке решений о поддержке приложений чуть ли не все настольные системы под управлением Windows работают так, что пользователи имеют права администратора для доступа к операционной системе. Сегодня это очевидный риск.

Хотя совершенствование управления доступом пользователей, антивирусов и средств борьбы с вредоносным кодом позволило устранить некоторые вопиющие проблемы, связанные с неограниченными пользовательскими правами, поддержание настольных систем в хорошем рабочем состоянии все еще представляет собой сизифов труд. Наказание Сизифа состояло, как известно, в том, чтобы вкатить тяжелый камень на гору, увидеть, как он катится вниз, и всё повторить сызнова.

Практически можно гарантировать, что настольный компьютер довольно быстро после своего рождения отклонится от спецификации. Причин тому много — от необходимости подгонять производственные приложения, появившиеся после развертывания ПК, до случайных или неавторизованных изменений, вносимых пользователями по собственной инициативе. Неразумно думать, будто ПК прослужит положенный ему срок без проблем с конфигурацией.

Прогресс в области виртуализации, с одной стороны, и рост использования облачных ресурсов — с другой ставят под вопрос саму идею сконцентрированных вокруг ПК вычислений. Инфраструктура виртуальных рабочих столов (virtual desktop infrastructure, VDI) позволяет усовершенствовать способы предоставления пользователям, хранения и защиты операционной системы, приложений и данных.

В мире виртуальных рабочих столов большинство проблем, которые пытается решить SCCM 2007 R3, подавляются, прежде чем они успеют пустить корни. В организации, где настольная ОС и данные хранятся и управляются централизованно (и в начале каждого рабочего дня сверяются с эталонным образом, одобренным и поддерживаемым ИТ-подразделением), в значительной мере теряют свое значение вполне реальные проблемы удаленной установки исправлений и обновлений, управления пользователями и борьбы с вредоносным кодом.

Хотя VDI упрощает ведение повседневных операций, остаются нерешенными серьезные проблемы, связанные с реализацией данной инфраструктуры. Например, стоимость хранения в ЦОДе. Сложный, настраиваемый рабочий стол значительно труднее создать и предоставить пользователю в виртуальном формате, чем виртуальный сервер.

Экономию средств в результате более эффективного использования ресурсов несложно подсчитать при виртуализации серверов, но гораздо труднее получить в рамках VDI. Во всяком случае без учета расходов на ИТ-операции и устранение неполадок, а также потерь в связи утратой данных.

Microsoft SCCM и другие хорошо зарекомендовавшие себя профессиональные инструменты отлично справляются с задачей управления унаследованными ПК. Сегодня достаточно ИТ-специалистов, которые знают эти продукты и используют их для снижения затрат на техническую поддержку. И ИТ-менеджерам, вероятно, еще долгие годы будет необходима такая платформа обслуживания физических ПК.

Но виртуализация и облачные вычисления уже маячат на горизонте. Так что статичным настольным системам осталось жить гораздо меньше, чем они уже прожили.

Версия для печати (без изображений)