(Продолжение цикла статей, начало см. Часть 1)

На ранжирование сайта в выдаче поисковых систем сегодня влияют три группы факторов: внутренние, внешние и пользовательские. Внутренние факторы определяются содержанием и структурой страниц сайта, внешние — ссылочным окружением сайта в Интернете. Информация о поведении в сети посетителей вашего также помогает поисковым системам оценить его полезность, и это активно используется для формирования релевантной выдачи. Начать все же следует с внутренней оптимизации сайта. Сайт, отвечающий требованиям поисковых систем, получит приличный трафик из поисковиков даже без внешних ссылок, и наоборот, продвинуть одними внешними ссылками сырой, недоделанный сайт не получится никогда.

Основой любого сайта является движок сайта — программный код, который запускается при обращении пользователя по вашему доменному имени на сервер хоста. Давно уже прошло время статических сайтов, т. е. в которых каждая страница записана отдельным кодом. Управлять такими сайтами очень трудно и неэффективно. Для успешного SEO-продвижения ваш сайт должен быть построен на динамическом движке. Где вы его возьмете, купите или скачаете в сети, на продвижение не повлияет. Главное, чтобы он соответствовал назначению сайта, был удобен в управлении и предоставлял все необходимые и важные для продвижения функции. Например, такие, как “ЧПУ — человеко-понятные урлы”. Это когда вместо идентификаторов движка в URL (адресе вашей страницы) будут писаться транслитом родные русские слова по теме страницы, что делает ссылку понятнее людям, а это как раз поисковики и ценят. Уродливый термин, но ничего лучшее не прижилось. Сказывается детсадовский возраст отрасли. Нам встретятся еще ГС, СДЛ, “песочница” и пр., что вызовет улыбку и недоумение.

Чтобы правильно выбрать или наоборот отказаться от уже существующего движка вашего сайта, нужно четко представлять себе, для чего вам и вашим посетителям сайт и какие элементы продвижения он должен обеспечить. Отсутствие технической возможности вносить необходимые для продвижения сайта изменения закроют вам дорогу в ТОП 10. Придется либо править код, либо менять движок. А это значит, что скорее всего вы временно потеряете текущие позиции в выдаче и, что гораздо страшнее, ссылочную массу по старым адресам страниц. Поэтому лучше заложить сразу правильный фундамент вашего успеха. Это важная часть продвижения. Позже я поделюсь своей информацией о движках для интернет-магазина, блога и сайта-визитки. А сейчас я хочу сломать один стереотип, который присутствует у многих руководителей и объективно мешает сайту занять более высокие места в выдаче поисковиков. Все знают, что дизайн сайта на посетителей действует положительно. Но на продвижение сайта дизайн страниц не влияет никак, либо влияет отрицательно. Посмотрите западные сайты, которые ради высоких позиций в выдаче поисковых систем идут по пути упрощения кода страницы. Сегодня поисковики судят о дизайне страницы только по поведению посетителей на сайте. Как только они научатся видеть и оценивать красоту, мы вернем на сайты флэш-ролики и анимацию. А сейчас забудьте про все “красивости”. Для продвижения это вторично, а чаще всего и вредно (долгое время загрузки или дополнительные программные средства просмотра)! Сделайте сайт красивым, но легким и удобным! Ограничьте фантазию дизайнера временем загрузки страницы. Не более 2 с по оценкам сетевых сервисов расчета скорости загрузки сайта. Можно делать страницу с загрузкой и 5, и 6 с. Но помните, что при прочих равных условиях Google поставит в выдаче выше более быстрый сайт. Вообще, оптимизация сайта — это всегда компромисс. Я буду делиться с вами ориентирами, которые реально измерить и оценить, и давать советы как сделать, чтобы стало лучше. А вносить эти изменения на сайт или нет, решать вам. Чем-то вы готовы пожертвовать, а чем-то нет. Решайте сами!

Вернемся к обсуждению функций движка, влияющих на продвижение в поисковых системах. Начнем с корневой папки. Это тот домашний каталог, с которого начинается ваш сайт на сервере. Что там должно быть обязательно для продвигаемого сайта?

Иконка вашего сайта favicon.ico. Ваш сайт должен отличатся и выделятся в списке выдачи поисковиков. И желательно в лучшую сторону. В сети также существую сервисы, позволяющие быстро создать простенькие иконки. А усложнять — смысла нет. Сделайте что-нибудь по-быстрому. Это должно быть обязательно. Потом переделаете, если захотите. На выдачу влияет наличие, а не качество картинки.

Системный файл .htaccess. Если ваш сайт работает не под управлением веб-сервера Apache, то название файла может быть другим. Но это маловероятно — большинство хост-площадок использует именно Apache. Для нас главное функция конфигурации сервера, а где она реализована, знают специалисты. К ним при случае и обратитесь. Этот файл поможет нам реализовать один из самых важных принципов SEO-продвижения — уникальность контента страниц. Функция redirect 301 (переадресация) служит для единообразного обращения на страницы вашего сайта и тем самым предотвращает непроизвольное дублирование страниц в поиске. Дело в том, что для поисковых систем сайт www.site.com и site.com — разные сайты. А совпадение контента (содержательного наполнения страницы) на разных сайтах является признаком неуникальности и ведет к пессимизации сайта, т. е. снижению позиций в выдаче. Проверить функционирование redirect 301 просто. Наберите в браузере адрес вашего сайта с www и без www. Если в любом случае вы попадаете на страницу с одним и тем же адресом (например, www.site.com), значит, переадресация установлена и вашему продвижению дублирование контента не грозит. Если же открывается страница с разными адресами, значит, ваш сайт уже под фильтрами поисковых систем, и нужно срочно установить редирект 301. Перед этим решите, какой адрес вашего сайта будет основным, с www или без www. Затем установите на него редирект 301 — переадресацию. В результате вы должны попадать на основное написание домена при любом наборе адреса или ссылки. Эта процедура называется “склеивание зеркал”. Если ваш сайт жил все это время без redirect 301, если в выдаче попадаются страницы как с www, так и без www, то “склеивание зеркал” принесет ощутимую пользу, и в течение двух-трех месяцев произойдет выпадение из индекса поисковых систем неосновных страниц, а позиции основных станиц значительно улучшатся. Описание действий по реализации redirect 301 на вашем сайте не является целью данной статьи. Однако, Вы легко найдете подробные инструкции, если воспользуетесь поиском “Яндекса” или Google. К файлу конфигурации сервера вашего сайта .htaccess мы обратимся еще не один раз, но позже, например, для уменьшения скорости загрузки страниц.

Святому делу исключения дублирования контента вашим же движком служит и следующий файл домашнего каталога robots.txt. Важнейший файл для чистого продвижения сайта. Он закрывает для индексации поисковыми системами технические и ненужные страницы сайта, указывает роботам, которые систематически читают ваш сайт, какой домен вы считаете основным — с www или без www, а также выполняют еще некоторые вспомогательные функции, которые вы сможете изучить и установить, если сочтете нужными, без моей помощи. Проверить насколько чисто фильтрует файл robots.txt индексацию поисковиками можно следующим образом. Наберите в поисковой строке “Яндекса”, а затем и Google оператор site:имя сайта.ru В списке страниц будут представлены все проиндексированные страницы вашего сайта. Если среди них попадаются страницы, копии которых уже есть в индексе, или страницы, которые вообще не участвуют в поиске посетителей (например, страница регистрации на вашем сайте, технические страницы “для печати”, превью и пр.). Такие страницы с точки зрения поисковых запросов посетителей никакой особой ценности не представляют, а место в индексе занимают, тем самым ухудшая такой параметр вашего сайта, как процент полезных страниц. Напомню, что никто не знает, какие именно критерии используют поисковики для ранжирования сайтов в выдаче по поисковым запросам, но многолетний опыт, развитая непрерывными упражнениями интуиция, а также логика процесса поиска лучшего сайта под запрос пользователя позволяет обоснованно предположить, что лишними такие мероприятия не будут. Постарайтесь оставить в индексе только качественные страницы сайта и вы увидите, насколько вырастет ваш сайт в глазах поисковых систем. Правда, если на сайте таких страниц всего два десятка, то такому сайту лучше не станет. В этом запущенном случае путь только один — наращивать качественный контент. До нескольких сотен страниц. А потом уже играть с процентом качественного контента. Но это уже старшие классы школы продвижения и оптимизации. А у нас на очереди следующий файл из корневого каталога сайта — sitemap.xml.

Карта сайта служит для поисковых роботов путеводителем по страницам вашего сайта. Файл содержит информацию о страницах, их местоположении, времени последнего обновления, частоты обновления. Вообще, поисковые алгоритмы достаточно умны и самостоятельны, чтобы выстраивать свой маршрут обхода сайта, ориентируясь по ссылкам на страницах. Но, как показывает практика и настаивают сами поисковые системы, наличие файла sitemap.xml (или .php при расширенной структуре файла) помогает роботам принять к сведению ваше мнение о важности тех или иных страниц, частоте и времени последнего обновления. При этом окончательное решение остается за роботом. Для нас важно, чтобы движок сайта самостоятельно формировал карту сайта с учетом ваших настроек и не допускал попадание в карту страниц, исключенных вами из индексирования файлом robots.txt. Сформировать sitemap.xml можно и вручную, и при помощи сетевых сервисов, однако, с точки зрения затрат времени оптимальным будет формировать файл из панели администрирования вашего движка.

В следующей статье вы узнаете о необходимости и важности для продвижения в поисковых системах ЧПУ и “хлебных крошек”, ленты рассылок RSS и форума для посетителей, тегов TITLE, KEYWORD и др.

Версия для печати