“Консьюмеризация”, возможно, является новым трендом в ИТ, но в данном случае это не работает

В обеспечении видеоконференций сегодня, похоже, нет понятия золотой середины. И большинству организаций приходится выбирать лишь между чем-то более или менее сносным.

Реализовать полноценный, функционально безупречный сценарий дистанционного присутствия в принципе можно, однако для этого нужны колоссальные инвестиции в системы и оборудование. В то же время самодеятельный подход на базе технологии Apple FaceTime или клиента Skype противоречит традиционным централизованным подходам к ИТ. Однако многие пользователи видят, что эти технологии, предназначенные для самостоятельного освоения, прекрасно работают за стенами офисов, и потому хотят иметь те же удобства на работе. В обоих случаях приходится ограничиваться чисто рудиментарными решениями, а полноценно налаженное взаимодействие остается несбыточной мечтой.

Понятно, что растущий потенциал устройств домашнего пользования подталкивает ИТ-отделы к большей гибкости в выборе поддерживаемых технологий. Хорошо это или плохо, но привязка мастер-планов ИТ к конкретному устройству или технологии с каждым годом теряет практическое значение.

Характерно, что в круг забот ИТ-департаментов все чаще входит поддержка таких устройств, как iPad и iPhone. Между тем производители устройств, спроектированных с прямым прицелом на нужды бизнеса, таких как линейка BlackBerry фирмы Research in Motion, теряют позиции форвардов и оказываются в положении догоняющих.

Вопрос, изменят ли Apple и Skype корпоративное видение систем видеоконференций, уже не актуален, так как это стало реальностью. Сегодня вопрос состоит в том, какой из этих технологий суждено оказать большее воздействие на корпоративный мир.

На первый взгляд, перспективы Skype более радужные, чем у Apple. Как ни как, а ее бизнес-ориентированный VOIP-сервис Skype Connect общедоступен с августа 2010 г. и позволяет подключать к сети Skype офисные АТС и системы объединенных коммуникаций. В начале этого года Skype добавила в свой бизнес-пакет групповые видеовызовы, что позволяет организовывать видеоконференции с участием 10 клиентов. Клиент Skype for Business, работающий только на Windows-системах, поддерживает и голос, и видеосервисы. Теоретически, в бизнес-секторе Skype намного опережает Apple FaceTime, так как в нынешних условиях технология FaceTime реально ориентирована на рынок домашних пользователей.

Но для некоторых организаций Skype — крайне нежелательное решение, в частности, из-за интернациональной натуры этой компании. Многие ее разработки осуществляются в Эстонии, а штаб-квартира Skype — до оформления ее покупки Microsoft — остается в Люксембурге. Для организаций, которым по ряду причин важно национальное происхождение ПО, уже одно это может стать аргументом для отказа от Skype.

Против использования Skype в бизнесе имеются и возражения более практического характера. Если в компании действует очень жесткая политика сетевой безопасности, то в техническом плане Skype может создать для нее неприятности, поскольку этот клиент обычно использует широкий диапазон имеющихся UDP-портов для входящего и исходящего трафиков.

Трафик TCP можно ограничить портами 80 и 443, обслуживающими соответственно HTTP- и HTTPS-соединения. Помимо вопросов доступа к сети Skype имеет проприетарные протоколы. Компания никогда не представляла их каким-либо органам стандартизации и, похоже, в этом не заинтересована.

Как бы в одиночку

FaceTime фирмы Apple — продукт сравнительно новый, он дебютировал в прошлом году вместе iPhone 4. Представленной в октябре 2010 г. для систем Mac OS X технологии FaceTime, по-видимому, предначертано во многом заменить сервис компании iChat. Хотя исполнительный директор Apple Стив Джобс, демонстрируя iPhone 4, обещал, что компания приложит усилия, чтобы FaceTime стала открытым стандартом, органы стандартизации этой технологией пока не занимались. И даже не ясно, была ли FaceTime представлена для рассмотрения каким-либо сторонним организациям.

Известно, что FaceTime основана на ряде открытых стандартов, включая видеокодек H.264 и аудиокодек AAC. Для сигнализации служит Session Initiation Protocol, а для обхода брандмауэров, NAT и доставки мультимедийных потоков в реальном времени с использованием и без использования шифрования задействованы другие стандарты и технологии Internet Engineering Task Force.

Поэтому можно утверждать, что FaceTime ближе к открытости, нежели Skype. Однако, поскольку на данный момент FaceTime работает лишь на фирменной аппаратуре Apple, в практическом плане это гораздо менее открытая экосистема, чем Skype, домашний вариант которой по-настоящему многоплатформенный, так как может ставиться под Linux, Mac OS X и Windows.

Поскольку все больше руководителей и менеджеров компаний обзаводятся iPad и iPhone, нет сомнений, что технология FaceTime все же проникнет в корпоративный мир, хотя ее бизнес-функции пока что находятся за горизонтом. Apple, по-видимому, заинтересована открыть FaceTime для неподконтрольных ей самой (или ее партнерам AT&T и Verizon) сервисов, но до этого наверняка придется подождать несколько лет.

Хотя одной из актуальных ИТ-концепций 2011 г. является “консьюмеризация” (перетекание потребительских технологий в бизнес-среду), сфера видеоконференций пока представляется архипелагом, где домашние технологии выглядят маленьким клочком суши. Интероперабельность продолжает оставаться проблемой как производителей дорогостоящих систем, так и компаний, ориентированных на домашних пользователей, и это обстоятельство еще долго будет тормозить развитие всего рынка продуктов для видеоконференций.

Apple FaceTime объединяет открытые технологии и отраслевые стандарты, тогда как Skype — пока что вещь в себе.

FaceTime против Skype: Apple FaceTime выигрывает по открытости, но Skype имеет плюсы для бизнеса
Показатели Apple FaceTime Skype (видеофункции)
Протоколы Видеокодек: H.264 Аудиокодек: AAC Сигнализация: SIP Обход брандмауэров и NAT: STAN, TURN, ICE Медиа-потоки VoIP: RTP и SRTP Фирменные, закрытые
Платформы MAC OS X, iOS Потребительский сегмент: Linux, MAC OS X, Windows. Мобильный сегмент: iOS (уже доступно), планируется поддержка других платформ. Бизнес-сегмент: только Windows
Управляемость Через iPhone Configuration Utility и другие средства, поддерживающие протокол iOS Mobile Device Management Через Web-интерфейс Skype Connect
Стоимость Бесплатно для поддерживаемых iOS-устройств, 99 центов на системах MAC OS X Snow Leopard От 8,99 долл. в месяц для Skype Group Video Calling; бесплатно для домашних пользователей Skype; предлагаются ценовые планы для бизнеса

Версия для печати