Фонд “Общественное мнение” (ФОМ) — российская организация, занимающаяся социологическими исследованиями — опубликовал некоторые результаты своего последнего отчета “Интернет в регионах”. По данным ФОМа, лидерами по проникновению Интернета в стране остаются Москва и Санкт-Петербург, а самые перспективные в этом отношении регионы — Тюменская, Иркутская и Нижегородская области. Именно там стоит ожидать максимального прироста численности интернет-аудитории (в среднем на 130 тыс. человек в каждой из трех областей).

Проникновение Интернета в стране до сих пор крайне неравномерно. Между регионами-лидерами и регионами-аутсайдерами сохраняется более чем двукратная разница по показателю доли месячной интернет-аудитории (67—68% в двух столицах против 29% в Тыве или 34% в Мордовии). Среднероссийский показатель составляет 48%. По объему более активной суточной интернет-аудитории разница между регионами — еще более существенная.

Тем не менее, тренд позитивного роста интернет-аудитории продолжается. По данным на второй квартал нынешнего года, общая численность интернет-аудитории среди населения старше 18 лет составляет около 55 млн. человек, рост за квартал составил около 7%. Тем интереснее для анализа конкретные точки роста, считают эксперты ФОМа.

Для понимания перспектив развития Интернета с точки зрения количественных показателей была сделана оценка регионального потенциала роста интернет-аудитории. Оценка проводилась с учетом значимых для развития Интернета параметров состояния экономики и инфраструктуры региона, а также показателей человеческого капитала. В соответствии с этой оценкой, российские регионы образуют три группы.

В первой группе — в нее вошли 38 из 79 субъектов РФ — текущие показатели проникновения Интернета соответствуют рассчитанной для регионов оценке. В этих субъектах РФ (сюда входит и Москва) проживает около 45% взрослого населения страны и такая же доля всех интернет-пользователей.

Во второй группе — это примерно четверть российских регионов — доля месячной интернет-аудитории превысила рассчитанную для этих регионов оценку. Самые показательные в этом отношении — Псковская и Ленинградская области, а также Северная Осетия: месячная интернет-аудитория в этих субъектах РФ составляет порядка 50% жителей, тогда как в соответствии с расчетами значимые для развития Интернета параметры обеспечивают проникновение лишь на уровне около 43%.

В регионах этой группы значимый рост доли пользователей возможен только при условии повышения уровня жизни и покупательской способности, развития широкополосного и беспроводного доступа в Интернет, проведении образовательных и информационных программ, повышающих осведомленность людей и компьютерную грамотность. В общей сложности на такие “перенасыщенные” регионы приходится порядка 30% населения РФ и около трети (33%) всех интернет-пользователей.

В третью группу входит 21 регион, где потенциал развития Интернета далеко не исчерпан. Но инфраструктура этих краев и областей, человеческий капитал позволяют обеспечить проникновение Интернета в соответствии с рассчитанными для регионов оценками. Самый высокий потенциал развития — у республик Тыва и Мордовия, Тюменской и Иркутской областей: здесь доли месячной аудитории на 15% ниже нормативного уровня.

Заметим, что даже если названные регионы “выберут” свой потенциал, то есть доли месячной аудитории достигнут рассчитанной для них оценки, прирост численности интернет-пользователей в абсолютном выражении, естественно, везде будет разным — ведь численность населения некоторых субъектов РФ не так высока, чтобы даже существенный относительный рост давал значимое увеличение числа пользователей.

Так что если говорить об абсолютных значениях, считают эксперты ФОМ, наибольшим “весом” обладают Иркутская, Нижегородская и Тюменская области, в каждой из которых месячная аудитория Интернета для достижения нормативных показателей должна вырасти на 130—150 тыс. человек.

Версия для печати