Появление Интернета и его стремительное вхождение в нашу жизнь может рассматриваться как главный результат развития информационных технологий прошедшего десятилетия. По данным IDC, в 2010 г. общее число интернет-пользователей в мире составило около 2 млрд. человек. К 2015 г. доступ к Сети будет иметь 40% населения Земли, или 2,7 млрд. человек. Растет количество пользователей как проводного, так и мобильного Интернета.

На данный момент проводной ШПД дает высокую скорость, мобильный — возможность в любое время выйти в Сеть, в том числе и в тех местах, где нет фиксированного доступа. Но какой тип доступа в итоге станет наиболее востребованным, в какой выгоднее инвестировать операторам связи сегодня? Что выбрать конечным пользователям? Каковы драйверы роста этих сегментов? В каких ситуациях чаще используется мобильный, а в каких — проводной Интернет?

Эти вопросы обсуждались в рамках осеннего заседания пресс-клуба “Билайна”. Тема встречи — “Мобильный и фиксированный доступ в Интернет: на что делать ставку оператору?”. Что интересно, никто из приглашенных докладчиков не стремился к высказыванию категоричных позиций и полярных мнений там практически не было. Скорее, каждый из выступавших старался внести ясность в какую-то часть общей картины под названием “Интернет в России”. Вот некоторые ее детали.

Артур Гончаров из фонда “Общественное мнение” (ФОМ) сообщил, что сейчас в нашей стране месячная аудитория интернет-пользователей составляет около 60 млн. человек, к 2014 г. она может вырасти до 80 млн. Соответственно аудитория мобильного Интернета составляет 21 млн. человек. По его словам, каждый шестой житель РФ пользуется мобильным Интернетом. Но надо иметь в виду, что мобильный Интернет подразумевает несколько видов услуг, в том числе выход в Сеть с мобильного телефона и ШПД с модема.

По данным августовского исследования ФОМ “Мобильный Интернет в России”, основной рост домашних подключений происходит за счет модемов беспроводной связи. За полгода (с декабря 2010 г.), доля людей, использующих этот способ доступа, увеличилась на 44% и составила примерно 16 млн. человек (т. е. 13% населения страны).

Если рассматривать мобильную интернет-аудиторию с точки зрения технологии передачи данных, то она, по мнению аналитиков ФОМ, может быть увеличена примерно до 24% населения, или до 30 млн. человек. Модемы беспроводной связи являются основным способом подключения в селах. Этот тип подключения — главный драйвер роста Интернета в регионах.

Модемы беспроводной связи, наверное, далеко не самый дешевый и не самый качественный вид сервиса, особенно учитывая характер покрытия сотовых сетей в сельской местности. Чем же тогда можно объяснить такой интерес в регионах к этому виду доступа? Вероятно, отсутствием во многих населенных пунктах инфраструктуры стационарной связи, той же телефонной сети общего пользования, не говоря уж про ВОЛС.

“Исторически так получилось, что у нас недостаточно развита проводная связь”, — считает Борис Никифоров, руководитель мобильного направления стратегических проектов Mail.ru Group. “Не везде есть ШПД и не везде предоставляется проводной доступ”, — соглашается Сергей Плуготаренко, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций. То есть получается, что мобильный Интернет успешнее всего завоевывает пользователей в тех краях, где пока никаких других вариантов выхода в Сеть у жителей просто нет.

Но это далеко не единственный источник побед мобильного доступа. “Ведь доля пользователей мобильного Интернета в России уже достигла уровня многих развитых европейских рынков, где эта цифра находится на уровне 25—30% активных SIM, — заметил Александр Шатиков, партнер AC&M Consulting. — Наиболее активные пользователи — обладатели USB-модемов. На сегодня операторы продали порядка 15 млн. модемов, около 11 млн. остаются активными, их пользователи генерируют 80% всего интернет-трафика в сотовых сетях”.

Экспоненциальный рост трафика в сетях начался с вводом сетей третьего поколения, мощным толчком послужил запуск 3G в Московском регионе в I—II кварталах 2010 г. На сегодня более 80% всего трафика передачи данных (ПД) приходится на сети третьего поколения. Суммарный трафик мобильного Интернета в I квартале 2011-го превысил 52 Пб, а показатель MboU составил порядка 320 Мб на пользователя в месяц.

А как же чувствует себя фиксированный ШПД на российском телекоммуникационном рынке? Да, в общем-то, неплохо. В Москве и Санкт-Петербурге проникновение ШПД уже приблизилось к 75% домохозяйств, поэтому основной рост рынка идет за счет регионов. А общий уровень проникновения фиксированного ШПД в стране, по данным AC&M Consulting, превышает 29%.

Рост доходов в сегменте не такой впечатляющий (2008 г. — 1,8 млрд. долл.; 2009 г. — 2,1; 2010 г. — 2,6 млрд. долл.) по причине заметной эрозии тарифов, особенно в результате обострения конкуренции в регионах. Усилившаяся конкуренция на рынке IP-транспорта послужила дополнительным толчком для роста в дополнение к эволюционному, “демографическому” приросту пользователей.

“Рынок фиксированного Интернета не является олигопольным, 35% этого рынка принадлежит местным операторам, — сообщил Тимур Аляутдинов, руководитель департамента маркетинга проводного Интернета и ТВ-услуг “Билайна”. — Правда, фиксированный Интернет идет по пути мобильной связи: вначале было много игроков, потом пошел процесс поглощения”.

Между тем сегодня немало специалистов, которые довольно скептически смотрят на фиксированный интернет-доступ, отдавая предпочтение мобильному. “У мобильного Интернета огромные перспективы роста, гораздо большие, чем у фиксированного, — считает Михаил Ильин, директор по развитию бизнеса Opera Software. — Мобильными телефонами владеет 4,5 млрд. жителей планеты, а компьютерами — пока еще менее 2 млрд. Однако это, конечно, не означает заката фиксированного (проводного) Интернета”.

На закат, действительно, еще не похоже, но у мобильного доступа число клиентов растет несколько быстрее. По данным AC&M Consulting, в 2010 г. число абонентов фиксированного ШПД выросло на 30%, а рост количества пользователей мобильного Интернета составил 35%. Проникновение фиксированного ШПД в 2010-м было в 29% домохозяйств, в нынешнем году ожидается 37%-ный уровень. Что касается мобильного доступа, то за тот же период проникновение (в процентах от числа SIM-карт) должно вырасти с 24 до 27%.

И что же мобильный Интернет в конкурентной борьбе готов полностью вытеснить фиксированный доступ? Даже в отдаленной перспективе до этого вряд ли дело дойдет, поскольку у радиодоступа есть масса ограничений — технологических, экологических, качественных и иных. Скорее всего через некоторое время будет достигнут некий баланс на основе лидирующей роли проводного доступа. “Никакой конкуренции мобильной и фиксированной связи нет, — уверен Алексей Красносельский, руководитель службы мобильного Интернета “Билайна”. — Мобильный доступ выступает как дополнение к фиксированному”.

Эта мысль подкрепляется опытом наших северных соседей. “Наверное, мобильный Интернет будет ограничен рядом приложений, ведь никакого удовлетворения от использования медленного Интернета нет, — считает Александр Шатиков. — Компания Tele2 в Швеции пыталась заменить DSL-линии на беспроводной ШПД. И сразу же эта сеть «легла»”.

Какие же тенденции и прогнозы на рынке ШПД существуют? По данным AC&M, заметное замедление темпов роста рынка фиксированного ШПД произойдет через три-четыре года, когда проникновение достигнет примерно 55—57% домохозяйств. К тому времени абонентская база вырастет приблизительно на 15 млн., до 30—32 млн. подключений. В целом ожидается, что за 2011—2020 гг. рынок может прибавить около 20 млн. подключений.

Версия для печати (без изображений)