Современный пользователь Сети избалован визуальными эффектами, которыми веб-разработчики стараются снабдить свои творения. Массовая культура потребления привела к тому, что интерес аудитории зачастую вызывает не собственно информация, а то, что “блестит и переливается”. Мир цифровых технологий стал интерактивным и зрелищным по своей сути. В этих условиях разработчикам становится все труднее привлекать внимание публики и почти невозможно вызвать ее удивление. Ситуация осложняется еще и тем объективным обстоятельством, что рынок ИТ-устройств традиционно развивается даже не быстрее, а стремительнее рынка программных разработок. Замещение технологий ускоряется, релизы новых продуктов появляются чуть ли не ежедневно, и эксперты индустрии едва успевают делать обзоры новинок, что уж говорить о программных разработчиках, которым приходится думать на шаг вперед, иногда предвосхищая новые технические решения.

Мобильная революция, которую свершила корпорация Apple, изменила парадигму социальной интеграции личности: теперь, будучи автономным субъектом в реальном мире, человек может одновременно с этим быть социально активным в виртуальном пространстве. Принцип Джобса — создавать продукт, которым легко пользоваться, — навсегда изменил потребителя, многократно повысив роль пресловутого юзабилити. Минимализм действий, необходимых для осуществления каждой операции, отсутствие необходимости дублировать ранее совершенные действия, минимизация административного участия пользователя в обеспечении правильной работы приложений, максимально полная автоматизация, — вот что берут на вооружение современные разработчики, чтобы сделать свой продукт по-настоящему востребованным.

К сожалению, не все разработчики, даже флагманы индустрии, могут соответствовать всем требованиям, которые на сегодняшний день устанавливает рынок ИТ-устройств, с одной стороны, и пользователи, с другой. Так, на прошлой неделе “законодатель мод” последних десятилетий на рынке инструментов визуальных разработок — корпорация Adobe Systems — объявила о прекращении поддержки своей технологии Flash на мобильных устройствах. Технология, ставшая за последние годы синонимом интерактивности веб-сайтов, фактически капитулирует перед многообразием смартфонов и планшетов, не сумев обеспечить стабильность работы своего многострадального проигрывателя.

В Adobe разъяснили, что во многом причиной этого решения является отказ Apple от поддержки Flash в своих операционных системах, что лишает Adobe значительной доли рынка. Большая нагрузка на ресурсы устройства и, как следствие, постоянное подвисание страниц, регулярный и уже ставший мемом “флэш плеер крэш”, необходимость регулярно обновлять плагин браузера и — самое главное — отсутствие видимых перспектив исправления всех этих недостатков, — все это в конечном счете заставило однажды перфекциониста Стива Джобса нелицеприятно высказаться о технологии и принять кардинальное решение не использовать ее в новых продуктах.

Но не мог же человек, предсказавший (и определивший!) развитие технологий на десятилетия вперед, отказавшись от одного, не предложить альтернативу. И он это сделал. В бескомпромиссной форме заявив, что в мобильном будущем на смену технологии Flash придет HTML5. Громкое и на сегодняшний день невероятное заявление; но давайте разберемся, действительно ли такое может произойти.

Основным достоинством Flash называют широкие возможности визуализации, включая работу с векторными изображениями, видеопотоками, плавную анимацию движения и т. д. То, чего не хватает сегодняшнему HTML5.

Действительно, HTML5 сейчас достаточно “сырой” инструмент и не обладает и десятой долей тех функций, которыми владеет Flash. Но на секундочку заметьте: HTML5 — это не новый язык программирования, это привычный слуху каждого пользователя HTML, в котором появились скриптовые возможности обработки изображений. Стандарт работы с кодом, который ранее нуждался в визуальной надстройке в виде технологии Flash, получил собственный инструментарий и теперь не нуждается в “субподряде”. Сторонние разработчики уже активно включились к адаптации кода под свои нужды — так, Mozilla создает Canvas 3D с поддержкой ускорителя. Это свидетельствует о том, что HTML5 в ближайшие годы ожидает бурное развитие и все имеющиеся на сегодня недостатки в обозримом будущем будут устранены.

Между тем некоторые разработчики сомневаются, что HTML5 будет когда-нибудь обладать всеми возможностями Flash. Ответим примером — http://nouvellevague.ultranoir.com/. В перспективе HTML5 будет обладать не меньшими визуальными возможностями, чем Flash, а вот достоинства языка можно будет почувствовать сразу: кросс-браузерность и (что самое важное) кросс-платформенность сделают представление сайта универсальным на подавляющем большинстве устройств, которыми пользуется потребитель. HTML5 положит конец необходимости бесконечных обновлений плагина, поскольку для анимации никаких дополнительных надстроек не понадобится.

Конечно, полноценной заменой Flash в ближайшее время HTML5 не станет. Как минимум пять лет обе технологии будут сосуществовать. Но в перспективе, о которой мы говорим, о которой говорил Джобс, каждая из технологий естественным путем займет свое определенное место. Нам представляется, что HTML5 постепенно вытеснит Flash из Интернета и Flash полностью переместится в другие отрасли, заняв, например, нишу инструмента создания интерактивных презентаций.

Как скоро это произойдет, зависит от готовности Adobe адекватно оценить новую расстановку сил, от того, насколько быстро W3C утвердит новые стандарты веб-разработки, а разработчики сайтов — воспримут новую технологию. В том, что это произойдет в обозримом будущем, можно не сомневаться. Конечно, можно занять принципиальную позицию и отрицать неминуемое, но лучше принять новое веяние и заранее к нему подготовиться. Проведенный среди разработчиков опрос показал, что примерно треть уже переходит на HTML5, еще треть сделает это в ближайшие 1—2 года. Стив, как всегда, опередил время.

Автор статьи — генеральный директор digital-агентства “Бюро Пирогова”.

Версия для печати