Рынок Интернета в РФ в 2011 г. оценивается примерно в 1,5% ВВП. Об этом на расширенном заседании коллегии Минкомсвязи заявил директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко. На коллегии он представил доклад о развитии российской интернет-отрасли и ее вкладе в экономику страны.

По данным РАЭК, на сегодняшний день порядка 50% совершеннолетнего населения России пользуются Интернетом каждый месяц, что составляет порядка 57,8 млн. человек. Дневная аудитория Рунета составляет 44,3 млн. человек, или 38% от всех совершеннолетних жителей страны. 76% от всей аудитории Рунета пользуются Интернетом каждый день. Основная масса пользователей (70%) выходит в Сеть посредством широкополосного доступа, однако мобильный доступ также пользуется популярностью (34%).

При таких существенных величинах охват Интернета в России пока что ниже, чем в большинстве европейских стран — 49% против среднеевропейского показателя в 78%. Однако по размеру национальной аудитории Рунет превосходит все европейские страны, занимая при этом шестое место в мире — после Китая, США, Японии, Индии и Бразилии. При этом есть бесспорный интерес к российским ресурсам извне — более 80 млн. человек из разных стран посещают сайты Рунета ежемесячно.

Рунет по-прежнему демонстрирует хорошее развитие в регионах, где годовой прирост аудитории составил 16%. Самый высокие темпы здесь демонстрируют Уральский (5,2 млн. пользователей, или +30%) и Дальневосточный (2,9 млн. пользователей, или +26%) федеральные округа. При этом стоит отметить, что аудитория мобильного Интернета растет в два раза быстрее, чем стационарного: каждый третий пользователь использует мобильный доступ в Сеть хотя бы раз в месяц (относится к городам с населением более 100 тыс. чел.), а каждый пятый — ежедневно.

Каждый второй из мобильных пользователей оснащен смартфоном, каждый пятнадцатый использует планшеты, сообщил директор РАЭК. Согласно прогнозам, к концу 2014 г. численность интернет-пользователей составит около 80 млн. человек, или 71% населения страны старше 18 лет. Кроме роста и увеличения аудитории, у Рунета есть и другие качественные и количественные достижения:

  • Поиск. В России поисковики отвечают на 350 млн. вопросов в сутки (год назад — 250 млн.).
  • Почта. Россия занимает пятое место по размеру аудитории почтовых сервисов. По среднесуточной аудитории в TOP-10 почтовых сервисов мира входит сразу две почты из России.
  • Социальные сети. Вовлеченность российской аудитории в социальные сети — самая высокая в мире (в среднем в мире — 5,9 часа), в процентном соотношении этот показатель равен 99,7% от среднесуточной аудитории Рунета (30,9 млн. человек).
  • Домены. Помимо увеличения количества зарегистрированных доменов, Россией поданы заявки на домены верхнего уровня .MOSCOW, .МОСКВА, .ДЕТИ, .РУС.

За прошедший год жизнь Рунета ознаменовалась немалым количеством положительных событий. Это — IPO двух российских интернет-компаний (Mail.ru Group и Yandex — самые дорогие в Европе), включение Yandex в расчет интернет-индекса NASDAQ, активная экспансия российских игроков на зарубежные рынки за пределы СНГ, рост рынка интернет-рекламы (уступает только ТВ), удвоение числа активных пользователей мобильного Интернета в Москве и Санкт-Петербурге. За год Россия поднялась в мировом рейтинге развития информационных технологий с 77 на 56 позицию (Всемирный экономический форум), а за два года — с 59 на 27 место в рейтинге ООН по реализации концепции электронного правительства.

Немаловажно на сегодняшний день и то, что Рунет оказывает существенное влияние на экономику России. По оценкам экспертов РАЭК, рынок Интернета в России по итогам 2011 г. составил 750—850 млрд. руб., или 1,4—1,7% ВВП (по итогам 2011-го, в интернет-сегменте находится порядка 54 трлн. руб.). При этом две трети из них приходится на рынки интернет-рекламы, Web-разработки, поисковой оптимизации, электронной торговли и платежей.

Еще треть занимают молодые сегменты (мобильные приложения и облачные сервисы, социальные сети, SMM, продажи цифрового контента и SaaS). В оценку не вошли так называемые “традиционные рынки”, т. е. рынки мобильных и стационарных операторов интернет-доступа, рынки телекома и связи, а также B2G-сегмент. Обороты этих рынков могут быть в семь — десять раз больше приведенной оценки.

Версия для печати