По словам одно из тестировщиков, использование технологии Metro в Windows 8 можно сравнить с походом в дорогущий ресторан, где вам приносят тарелку с маленьким кусочком в центре, на которой больше ничего нет.

Внедряемый компанией Microsoft в качестве ключевого элемента стратегии Windows Phone, интерфейс Metro позиционируется как стандарт внешнего вида и едва ли не обязательное требование для Windows Phone и планшетных приложений для Windows 8/Windows RT.

Почему-то никто не задается вопросом: “А работает ли Metro на самом деле?”

По-моему, нет.

Я считаю интерфейс Metro непонятным. Конечно, он выглядит красиво, и я признаю, что если вы достанете из кармана устройство с Metro и покажете его окружающим, то большинство из них проявит к нему живой интерес. Плюс у этого интерфейса есть преимущество, заключающееся в том, что даже самые далекие от дизайна пользователи могут оформить свою рабочую среду очень даже прилично, просто варьируя шрифты и наборы цветов. Но он проигрывает по двум важнейшим пунктам: по плотности информации и интуитивности.

С наличием проблемы плотности информации трудно поспорить. И я предлагаю обратить внимание на следующие два скриншота. Первый — это Fliptoast, недавно появившийся (надеюсь, он станет потрясающим) клиент для Twitter в стиле Metro.

Я общался с Шивани Кханна, основателем Fliptoast, по поводу требований к дизайну, используемому в приложении, и выяснил, что его разработчики намерены следовать руководствам Microsoft по дизайну для приложений в стиле Metro. Как следствие, у меня на экране в Fliptoast может поместиться только три с половиной твита. Я не хочу критиковать Fliptoast здесь — такое отсутствие информационного наполнения всего лишь требование Microsoft. Одна из особенностей Metro — наличие большого количества свободного пространства, следовательно, все разъезжается.

Другая странность Metro состоит в том, что ввиду того, что этот интерфейс фактически наполнен больше текстом, чем графикой, разработчикам не рекомендуют экономить на графических элементах (к тому же текст должен использоваться вместе с пиктограммами). Уже много десятилетий мы применяем пиктограммы в качестве ярлыков для текстовых описаний. И единственный способ не перегружать и не загромождать текстовый интерфейс — это, как вы догадались, добавить больше свободного пространства.

Возьмем официальный клиент Twitter. В нем на экране поместилось восемь с половиной твитов. Лично я считаю, что на это необходимо обратить внимание. Единственная причина, по которой каждый из нас пользуется цифровыми устройствами, — это получение информации. Интерфейс Metro намеренно создан таким образом, что найти информацию становится трудно, и именно поэтому, говоря о Metro, я использую термин “в корне ошибочный”.

Проблемы Metro с плотностью информации напрямую связаны с проблемами интуитивности интерфейса.

Посмотрите скриншот браузера IE10, работающего в режиме Metro. Он “бесхромный” — все, что у вас есть, это браузер (не путайте, “хром” — это термин, обозначающий элемент обрамления вокруг содержимого страницы, он не относится к браузеру Google Chrome). Сравните это с той же страницей на iPad.

Говоря о пользовательском интерфейсе, можно условно сгруппировать различные элементы по функционалу — первичному, вторичному и третичному. Первичные элементы — это содержимое, с которым вы работаете в настоящий момент, в данном случае со страницей. Вторичные элементы — это те, которые вам нужны в пределах быстрой досягаемости. В браузере такими являются адресная строка, кнопка “назад” и вкладки. Третичные элементы используются редко — это, например, история или настройки.

Поскольку Metro основывается на принципе минимализации элементов интерфейса, вторичные элементы управления спрятаны вместе с третичными, поэтому в Metro всего два уровня элементов пользовательского интерфейса — “основные данные” и “убранная в какой-то виртуальный ящик куча инструментов”. Работа с Metro — это как прятать клавиатуру и мышь в ящик каждый раз, когда не пользуешься компьютером. В результате постоянно приходится сталкиваться с ситуациями “пойди и возьми это” и “пойди и возьми то”.

Чтобы открыть вкладку в пользовательском интерфейсе IE10 в Metro, я должен сделать жест смахивания сверху и кликнуть на кнопку “Добавить вкладку”. Только с помощью смахивания я могу увидеть, какие вкладки открыты или изменить их. Таким образом, возникают две проблемы с пониманием интерфейса: я не могу с легкостью посмотреть список открытых вкладок и не могу сменить вкладку без лишних телодвижений.

На iPad — так, забудьте про iPad, в любом браузере, от IE 7 и старше, можно сделать так: я щелкаю на удобно расположенной кнопке, чтобы открыть новую вкладку. Я также вижу, какие вкладки я открыл. Теперь вернемся к Metro и интерфейсу IE10 и к смахиванию, затем нажатию, за которым следует: “О, здорово! Вот они мои вкладки! Так, чем я занимался?”

И снова я этого не понимаю. Мои дети, самому старшему из которых всего четыре года, могут работать с интерфейсами, гораздо более сложными, чем этот. Прятать элементы интерфейса — это как минимум шаг назад в развитии, если не сказать, что это некрасивая опека пользователя.

Возможно, мое высказывание несправедливо. Это не намеренная опека. Они просто перестарались и внедряют хорошую идею в ту область, где все уже и так знают, как сделать идеально. Я не уверен, что мне или любому из нас нужна маленькая кучка графических дизайнеров и маркетологов, идущих напролом против 30—40 лет опыта и твердящих нам, что мы делаем неправильно. Но по сути Metro — это первый шаг, который говорит нам, что мы как разработчики не понимаем, как нужно представлять информацию и сопутствующие инструменты.

Metro — это как поход в дорогущий ресторан, где вам приносят тарелку с маленьким кусочком в центре, на которой больше ничего нет. Наверняка, вкусное угощение, и я, например, люблю хорошую еду в хорошем ресторане. Еда готовится так, чтобы быть красивой и питательной, но догадайтесь, что я предпочту есть каждый день. И на самом деле эстетический аспект здесь далеко не самый важный и отходит на второй план. Мне нужна пища, чтобы жить, независимо от того, как она выглядит и напоминает ли по вкусу собачий корм или лучшую работу шеф-повара, обладателя звезды Мишлен.

Если бы в Microsoft делали упор на внешний вид Metro внутри компании, я бы и глазом не моргнул. Но я воспринимаю близко к сердцу то, что они сделали внешний вид ключевым элементом процесса разработки независимыми поставщиками программного обеспечения приложений для Windows Phone и планшетных Windows 8/Windows RT. Те, кто нашли в себе смелость перейти от iOS и Android в лагерь Microsoft, должны остановиться. Если Metro приводит к тому, что программное обеспечение выглядит красиво, но в нем тяжело работать, то его использование будет напоминать попытку превратить легкий флирт с красивым, но глупым и пустым человеком в долгосрочные отношения.

Мы можем лишь надеяться, что независимые поставщики программного обеспечения смогут внести необходимые изменения в Metro. Хороший внешний вид и простой подход к графическому дизайну — это здорово. Но проблемы с плотностью информации и интуитивностью интерфейса должны быть решены. Избавьтесь от недостатков, и конечным результатом станет сила, с которой будут считаться.

Версия для печати (без изображений)