22 августа Россия официально вступила в ВТО. Благодаря этому электронная торговля в сегментaх b2b и b2g получит стимулы для интенсивного и экстенсивного развития, считают эксперты B2B-Center.

По мнению Алексея Дегтярева, генерального директора B2B-Center, приток зарубежных участников увеличит клиентскую базу российских торговых площадок и усилит конкуренцию среди поставщиков, а стремление организаторов торгов к сокращению затрат на приобретаемую продукцию подтолкнет к проведению закупочной деятельности через электронные площадки. Таким образом, вырастут численные показатели, характеризующие отрасль электронной торговли, — количество и объем торгов, количество участников и др.

Кроме того, можно ожидать, что российские электронные системы будут стремиться к качественному развитию — например, станут осуществлять перевод торговых процедур на английский язык, и это будет способствовать расширению круга иностранных участников торгов.

С высокой долей вероятности можно предположить, что на российский рынок электронных торгов придут международные доски объявлений, ориентированные на предприятия малого и среднего бизнеса, основной особенностью которых будет предоставление не информационных услуг, а ряда дополнительных сервисов. И это также будет способствовать качественным изменениям в отрасли электронной коммерции сначала в корпоративном сегменте, а затем и в сегменте b2g.

Одновременно другие отрасли российской экономики испытают положительное влияние вступления России в ВТО. По мнению экспертов Всемирного банка, к таким отраслям относятся: металлургия, химическая, нефтехимическая и нефтегазовая отрасли, сфера связи, грузовые перевозки и т. д.

В то же время, по оценкам Strategic Business Solution, отрицательные последствия от вступления России в ВТО, скорее всего, наступят для сельского хозяйства, легкой и тяжелой промышленности. В настоящее время в легкой промышленности функционируют 14 тыс. специализированных и зарегистрированных на территории страны крупных, средних и малых предприятий, расположенных в 72 субъектах Российской Федерации. Около 70% предприятий являются градообразующими. После вступления в ВТО пошлины на одежду снизятся с 10—20% до 5—7%, на текстиль — с 9,5 до 7,3%. Прямые потери в отрасли составят в 2020 г. около 11% от объема производства.

Для тяжелой промышленности вступление России в ВТО также может иметь отрицательные последствия. Прямые потери в отрасли вследствие увеличения импорта составят 102% от объема производства в 2020 г., а упущенные возможности роста — 177%.

В такой ситуации предприятия вынуждены будут снижать цену производимой продукции. Одним из способов снижения цены является сокращение доли прибыли, однако данный способ нежелателен, поскольку уровень рентабельности для многих промышленных предприятий в России составляет 6—8%.

Другой способ заключается в снижении себестоимости продукции. Этого можно добиться, например, при проведении закупок товаров и услуг в электронной форме. Например, за счет высокой конкуренции в процессе проведения электронных торгов на площадках системы B2B-Center, компании добиваются снижения расходов на закупаемую продукцию до 20%.

Еще одним решением, способным компенсировать негативные последствия от вступления России в ВТО, может стать увеличение объемов реализации продукции, и здесь также технологии электронной торговли могут быть эффективны. По данным B2B-Center, около 80% поставщиков работающих в её системе, участвуют в торгах не только в своем регионе, причем значительная часть поставщиков расширила круг клиентов, увеличила объемы продаж.

Таким образом, участие в электронных торгах является эффективным инструментом повышения конкурентоспособности российских предприятий в условиях вступления в ВТО, а также необходимым фактором для выживания в условиях единого торгового пространства.

Версия для печати (без изображений)