В сентябре в Санкт-Петербурге была открыта первая публичная комната телеприсутствия Public TelePresence, спроектированная компанией “Теорема Телеком” на базе решения Cisco TelePresence System 1300. Комната является полным аналогом той, которая работает в Москвес января 2012 г. под управлением компании BizKomm. Public TelePresence создает возможность виртуального общения с эффектом полного присутствия и имитирует личную встречу.

Телеприсутствие — это новое поколение традиционной видеоконференцсвязи. По сравнению с видеоконференцсвязью, гарантирующей стандартное видео- и аудиокачество, технология телеприсутствия обеспечивает эффект полного погружения с передачей реальных размеров и высоким разрешением. Само оборудование Cisco и комнаты телеприсутсвия — не такая уж новинка. Одна только сеть Global Meeting Exchange под управлением оператора Tata Communications объединяет 45 общественных, а также около 3 тыс. корпоративных комнат телеприсутствия по всему миру, связаться с которыми могут как обладатели оборудования Cisco, так и ее ближайших конкурентов: Polycom, HP и Huawei. Новшеством для Петербурга в данном случае стал формат публичной комнаты — любой желающий может арендовать ее на необходимое время для проведения переговоров и важных встреч. Насколько такой формат удобен для компаний и приживется ли он в России, сейчас судить сложно, так как данные о количестве клиентов и петербургской, и московской публичных комнат держатся в секрете. “Мы не можем называть абсолютные значения, а сравнивать нам пока не с чем. В следующем году появятся другие цифры, и тогда мы сможем назвать рост в процентах”, — говорит Роман Морнев, технический директор компании BizKomm.

Тем не менее известно, что стоимость открытия петербургской публичной комнаты обошлась компании в 2 млн. рублей (примерно 62 500 долл.). Расценки во многом зависят от комплектации оборудования. Так, например, в Петербурге комната рассчитана на шесть человек и оборудована одним 65-дюймовым экраном, экраном для презентаций, тремя микрофонами и тремя камерами. При этом данное решение не подразумевает создание полного “эффекта присутствия”. Для сравнения, публичная комната на 18 человек в Киеве обошлась местной компании Advanced Telecommunications в 290 000 долл. При этом в ней расположены три экрана и специальный полуовальный стол, который установлен так, чтобы создать единую рабочую поверхность с людьми, сидящими “по ту сторону экрана”.

Когда “Теорема Телеком” рассчитывает окупить вложения в петербургскую комнату, не известно. Но владельцы московского аналога говорят о полутора годах. Хотя ситуация в Москве немного другая: там услугами переговорной активно пользуются представители иностранных компаний, которые привыкли к подобному формату. Роман Морнев уверен, что в России пока просто не сформирована культура общения через TelePresence. Наиболее частыми клиентами в Москве сейчас являются компании финансового, алкогольного и консалтингового секторов.

В ближайшие годы планируется довести количество публичных комнат и в Москве, и в Санкт-Петербурге до трех. В Москве также рассматривается возможность создания мобильной переговорной, однако в этом случае предстоит решить проблему бесперебойного надежного канала связи и передвижения по дорогам столицы. В дальнейших планах BizKomm открытие комнат на базе Cisco в Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, Сочи и Хабаровске.

Подразумевается, что пользование публичной комнатой для переговоров и встреч сэкономит компании значительную сумму денег, которую она обычно тратит на командировки сотрудников. Цена вопроса в Петербурге и Москве — 300 долл. в час для внутрироссийских звонков и 500 долл. для международных. При этом предусмотрены значительные скидки для аренды в образовательных целях — 115 долл. в час. Кстати, в сфере образования технологии TelePresence используются достаточно широко. По данным Cisco, комнаты телеприсутствия оборудованы в 71 университете по всему миру. В России наиболее активно ими пользуется Московская бизнес-школа, которая регулярно проводит виртуальные лекции.

Версия для печати