Системы видеонаблюдения у большинства людей ассоциируются с охраной территории, безопасностью объекта, и это действительно по сию пору их главное назначение. Основой таких систем обычно являются аналоговые видеокамеры, объединенные в единую систему и передающие видеоизображение по коаксиальному кабелю на специальный сервер, на котором видеоархив и хранится с минимальными возможностями поиска и просмотра. В системе, как правило, предусмотрено одно или несколько рабочих мест оператора в зависимости от величины охраняемого объекта и количества установленных камер, — для наблюдения за подведомственной территорией. Между тем в развитых странах мира такая архитектура хотя по-прежнему и распространена, но уже выглядит архаичной. На смену аналоговым приходят IP-видеокамеры, не требующие дополнительных источников питания и специального кабеля для передачи видеосигнала — он передается по локальной сети, к тому же с картинкой значительно лучшего качества. Помимо IP-камер в таких системах часто используется специальное программное обеспечение — так называемая “видеоаналитика”, позволяющая не только фиксировать и просматривать картинку, но и анализировать видеоизображение наблюдаемой территории в самых разных аспектах, причем не только с точки зрения безопасности объекта, но и в целях лучшей организации бизнеса. Для управления видеоархивами в IP-системах видеонаблюдения применяются специальные программы, позволяющие выполнять ускоренный поиск по дате и даже по некоему событию. В плане обеспечения эффективной работы оператора может быть использован не просто монитор с разбиением его рабочей области на небольшие сегменты — в соответствии с числом камер, — но и видеостены, объединяющие большое количество ЖК-мониторов.

Область применения систем видеонаблюдения на базе IP-протокола самая широкая: небольшие промышленные объекты, офисы, морские порты, железнодорожные узлы, автотрассы и в том числе — сфера ритейла. На мероприятии, организованном и проведенном компаниями Axis Communications (один из лидеров на мировом рынке сетевых IP-видеокамер) и ITV|AxxonSoft (российская компания, специализирующаяся на видеоаналитике), речь шла о совместной инициативе этих двух компаний — системе видеонаблюдения на базе IP-видеокамер, которая оснащена специализированной видеоаналитикой, ориентированной на российских ритейлеров.

Тенденции и инновации рынка систем видеонаблюдения в мире

Станислав Гучия, директор по развитию бизнеса в России, странах СНГ и Восточной Европе компании Axis Communications, отметил, что каждая четвертая камера в мире установлена в торговой сфере и что основная цель систем видеонаблюдения в ритейле — предупреждение воровства со стороны покупателей и персонала. Вместе с тем, подчеркнул он, современные системы видеонаблюдения не только помогают предотвратить убытки в виде прямых потерь, но и снизить косвенные — улучшить управление деятельностью розничного торгового предприятия, повысить прибыльность использования торговых площадей.

Уровень прямых потерь в результате воровства согласно приведенной г-ном Гучией статистике оценивается в диапазоне от 1 до 2% в зависимости от региона, а соотношение — “в пользу” покупателя за исключением США, где персонал ворует даже больше, чем посетители (в России на долю покупателей приходится 41,2% краж, персонала — 36,5%). Среди тенденций в области внедряемых в мировом ритейле систем видеонаблюдения докладчик назвал требование высокого качества картинки (в разрешении HTDV), использование систем видеонаблюдения для сбора, обработки и анализа бизнес-информации, а также реализацию удаленного доступа в систему и использование облачных сервисов.

Торговое предприятие терпит самые разнообразные убытки, отметил Станислав Гучия, — не только в виде мошенничества кассиров (например, распространенная в США мошенническая схема — родственный или дружеский сговор покупателя с кассиром, который пробивает не все товары в его корзине), но и в результате хищения запасов со склада, исков за падение и получение травм со стороны покупателей. Система видеонаблюдения позволяет наблюдать за торговым залом, за деятельностью персонала в других помещениях и анализировать видеоизображение по ряду параметров, в том числе не связанных с вопросами безопасности и предотвращения прямых убытков. Например, с её помощью можно вести подсчет покупателей, определять зональность их присутствия в торговом зале, пики и провалы по количеству посетителей в течение рабочего дня, наличие “мертвых зон”, вычислять наиболее выгодные с точки зрения реализации товаров места на полках. Кроме этого современные системы позволяют контролировать размер очередей в кассу, оценивать достаточность на складе запасов товаров, сигнализировать об их отсутствии в торговом зале.

Вместе с тем, констатировал докладчик, в круг задач IP-систем по-прежнему входят и задачи, традиционные в плане обеспечения безопасности объекта и его посетителей: фиксирование случаев насилия на рабочих местах, наблюдение за территорией парковки возле магазина (с возможностью распознавания и записи в базу данных номерных знаков машин), управление видеонаблюдением по тревожным событиям.

Российские реалии

Михаил Бабурин, менеджер по развитию продуктов компании ITV|AxxonSoft, отметил, что в российском ритейле преимущественно распространены системы видеонаблюдения на базе аналоговых камер (порядка 90% рынка). Одна из основных причин популярности аналоговых систем и соответственно недостаточной распространённости систем на базе IP-протокола — их кажущаяся дешевизна, как подчеркнул докладчик. Действительно, сами аналоговые видеокамеры почти в два раза дешевле устройств на базе IP, согласился он, но, как показывают исследования, совокупная стоимость системы видеонаблюдения на базе IP-камер начиная с порогового значения в 16 устройств даже ниже, чем у сходной по параметрам аналоговой системы.

Вторая причина недостаточной распространенности IP-систем— отсутствие у специалистов, ответственных за принятие решения, понимания их возможностей, констатировал Михаил Бабурин. Решение о выборе того или иного решения лежит, как правило, на руководителе службы безопасности, не имеющем отношения к бизнесу, а также и технического образования. По понятным причинам такой руководитель оценивает видеонаблюдение только с точки зрения функций своего подразделения — обеспечения безопасности объекта, он просто не способен оценить возможности, которые предоставляет руководству магазина, его маркетинговому подразделению “мозг” системы — специализированная видеоаналитика.

Докладчик привел конкретный пример одной из таких возможностей, способствующей эффективной борьбе с воровством персонала и покупателей, — интеграцию видеосистемы с кассовым аппаратом. В этом случае информация о покупке, о пробиваемом чеке, о действующих бонусах передается в систему видеонаблюдения и выводится на монитор оператора, накладываясь на видеоизображение. Таким образом, оператор в режиме онлайн может сличать позиции чека с тем, что находится на конвейере у кассира и ответственно принимать решение о факте мошенничества или его отсутствии.

Технические преимущества видеосистем на базе IP — гибкость, оперативное масштабирование при росте торговых площадей или их перестройке, возможность обрабатывать многопоточные видеоизображения — также остаются пока вне зоны внимания российских заказчиков при выборе таких продуктов, с сожалением констатировал Михаил Бабурин. Важным отличием новых систем в плане технических возможностей, отметил он, является и порядок работы с видеоархивами. При функционировании любой системы видеонаблюдения сохраняются видеоархивы, которые время от времени приходится просматривать, отыскивая нужную картинку (например — в случае инцидента). Программное обеспечение современной VMS-системы на базе IP облегчает поиск в видеоархиве: благодаря готовым аналитическим отчетам, хранящим список тревожных событий, можно быстро просмотреть отобранные системой моменты, причем для ситуационного центра крупной торговой сети можно реализовать систему Web-отчетов, пояснил Михаил Бабурин. Кроме интеграции с “начинкой” кассовых аппаратов, ПО видеосистемы можно интегрировать с противопожарными системами и даже счетчиками банкнот (в целях контроля за действиями персонала), в числе доступных сервисов — автоматическая отправка SMS-сообщений руководителю службы безопасности по факту инцидентов.

Таким образом, резюмировал свое выступление представитель ITV|AxxonSoft, солидаризовавшись с коллегой из Axis Communications, современная система видеонаблюдения на базе IP обладает широким спектром возможностей. Она не только существенно повышает возможности службы охраны торгового предприятия в плане безопасности объекта, но и способна оказывать существенную помощь руководству магазина ПО улучшению операционной деятельности, а маркетинговому подразделению — по организации и оптимальному использованию торгового пространства. С помощью таких возможностей, как видеоконтроль кассовых операций, зональный анализ торгового зала, наблюдение за складскими помещениями и прилегающими территориями, взаимодействие с “антикражными воротами”, функционал распознавания лиц и номеров автотранспортных средств и др., ритейлер может предотвращать и снижать как прямые, так и косвенные потери.

О сохранении инвестиций

В числе причин нежелания менять аналог на IP докладчики называли и проблему менталитета руководителей служб безопасности — мол, привыкли к аналоговой технологии, и всё, ничего с этим не поделаешь. С другой стороны, информационные технологии развиваются настолько стремительно, что того и гляди наступят времена, когда ИТ-решения для предприятий любой сферы при желании можно будет менять чуть ли не еженедельно, что вряд ли целесообразно. Разумный консерватизм — все-таки вещь необходимая, хотя бы с экономической точки зрения, ведь любая технология должна окупить вложенные в нее средства, прежде чем уступить место новейшей. Скажем в заключение, что на мероприятии говорилось и о сохранении прежних инвестиций в систему безопасности путем реализации гибридного варианта системы видеонаблюдения, в рамках которого используются и аналоговые видеокамеры, и IP.

Версия для печати