Межмашинные коммуникации (M2M) являются одним из самых быстрорастущих сегментов рынка услуг связи. Но пока в этом бизнесе не все идет гладко. Аналитики убеждены, что телекоммуникационным компаниям стоит задуматься о повышении осведомленности потребителей о М2М-технологиях и о формировании клиенториентированных предложений в данной сфере.

Согласно ежегодному прогнозу “Visual Networking Index Global Mobile Data Traffic Forecast for 2012 to 2017” компании Cisco, в 2017 г. в мире будет задействовано 1,7 млрд. соединений типа “машина-машина”, а М2М-трафик (GPS-навигация, системы слежения, медицинские приложения и тому подобное) составит 5% от общего объема трафика мобильных данных.

Телекоммуникационные компании непрерывно работают над улучшением своих стратегий M2M, а также ищут возможности для привлечения дополнительной прибыли в данном рыночном сегменте. До недавнего времени усилия компаний были сосредоточены в таких областях, как автомобилестроение, датчики электроэнергии, пользовательское и профессиональное оборудование для здравоохранения, традиционная телеметрия, безопасность и автоматизация производства.

Чтобы обеспечить рост прибыли и улучшить общую динамику рынка провайдерам необходимо более тщательно изучать требования клиентов и улучшать осведомленность потребителей о технологиях М2М. Согласно оценкам аналитической компании Frost & Sullivan, наиболее приоритетными в М2М-сегменте будут предложения для малого и среднего бизнеса.

“Расширение аудитории пользователей услуг M2M поможет телекоммуникационным компаниям обеспечить более стабильный поток прибыли”, — отметил Иру Жонг, старший аналитик Frost & Sullivan. Согласно оценкам этой компании, наличие продуманной бизнес-стратегии продвижения услуг M2M поможет увеличить прибыль на 22,3% в следующие пять лет по мере расширения функционала М2M-решений и роста требований клиентов.

Вторым по важности приоритетом для телекоммуникационных компаний, предлагающих услуги M2M, является освоение новых направлений помимо таких традиционных рынков, как приложения для логистики и интеллектуальные счетчики электроэнергии. Frost & Sullivan предполагает, что новые возможности для поставщиков услуг M2M находятся в секторах автоматизации производства, розничной торговли и даже госструктур местного уровня.

Увеличения объема прибыли поставщиков услуг M2M на 10—35% в течение следующих пяти лет следует ожидать благодаря обработке и анализу полученных от устройств данных и разработке новых функциональных предложений для клиентов.

Согласно данным Frost & Sullivan, еще одним фактором роста рынка M2M в 2013г. станет появление на нем новых игроков, а именно операторов виртуальных мобильных сетей (MVNO) и “оптовых” поставщиков телекоммуникационных М2М-услуг. Это откроет новые возможности роста на рынке и станет катализатором для инноваций в сфере технологий M2M. Вместе с тем, существует ряд факторов, которые замедлят этот рост в 2013 г.

Один из самых важных — это проблема роуминга, тормозящая распространение услуг M2M среди корпоративных клиентов. “Эта проблема в особенности касается сектора малого и среднего бизнеса, — добавляет Иру Жонг. — Мы надеемся, что в 2013 г. она станет одним из приоритетов на повестке дня национальных регуляторов телекоммуникационной отрасли, а также будет координироваться на международном уровне”.

Вторым препятствием на пути развития рынка M2M является недостаточное понимание принципов работы с малым и средним бизнесом. “Примером для подражания может служить стратегия маркетинга услуг M2M, принятая Deutsche Telekom в 2012 г., — комментирует Йиру Жонг. — Для того чтобы конвертировать бизнес-возможности в реальные сделки, поставщикам услуг M2M необходимо предложить небольшим компаниям простые и удобные решения, готовые к работе сразу после установки”.

Другим важным фактором роста этого рынка является создание единого, стандартного протокола для модулей M2M, платформ подключения M2M, а также протоколов программного обеспечения для машин и устройств. Вместе с тем, перспективы подобной стандартизации выглядят пока более чем туманно: в настоящее время среди участников отрасли нет единодушия даже относительно того, что конкретно надо стандартизировать.

Подводя итоги вышесказанному, Frost & Sullivan ожидает ускорения роста рынка M2M за счет появления новых игроков и повышения осведомленности клиентов о возможностях этих технологий. Стандартизация способна придать мощный стимул данной отрасли, однако надеяться на то, что участники рынка скоро смогут договориться, не стоит.

Исследования Frost & Sullivan будут актуальны не только для зрелых западных рынков, но и для развивающих, таких как в России (в нашей стране по итогам первого квартала 2012 г. уровень проникновения М2М-услуг не превышал 10%, в то время как в соседней Швеции данный показатель составил 27% www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=144811). Впрочем, в РФ к основным проблемам, сдерживающим развитие рынка M2M, по данным J’son & Partners Consulting добавляются также высокие тарифы на услуги M2M и низкая скорость соединения с устройством M2M.

Версия для печати