Обеспечение непрерывности бизнеса (ОНБ) стало для компаний приоритетной задачей. Одной из наиболее важных новых тенденций при планировании и реализации ОНБ является использование облачных вычислений в качестве ключевого элемента.

Все больше организаций используют для поддержания непрерывности бизнеса облака, виртуализацию, репликацию хранения, дедупликацию и автоматизацию.

“Облака вызвали принципиальные изменения в ОНБ, — говорит Рич Коккьяра, занимающий должности ведущего инженера и главного технолога в подразделении IBM Business Continuity & Resilience Services. — Возможности, доступные прежде только крупным компаниям, такие как удаленный перехват управления при отказе, теперь оказались в пределах досягаемости для малых и средних предприятий”.

Облака, к которым обращаются при необходимости и которые используют географически разнесенные ЦОДы, позволяют организациям хранить резервные копии на большом удалении от своих главных площадок при разумных затратах. “Такая доступность в сочетании с расширенными возможностями тестирования, с повышением в будущем пропускной способности сетей, мощности серверов и объемов хранения заставит компании пересмотреть потребности в самостоятельном восстановлении данных”, — добавляет Коккьяра.

Полагаясь на облако

Shaklee, производитель пищевых добавок и средств ухода за домом из г. Плезантон (шт. Калифорния), использует для ОНБ главным образом облако. По словам Криса Джонса, его вице-президента по ИТ и главного технолога, в плане ОНБ компании предусмотрены технические и операционные мероприятия.

“Системы должны быть быстро доступны в случае катастрофы, а кроме того ими должны управлять квалифицированные работники”, — говорит Джонс. Результатом является управляемое восстановление ИТ-сервисов, доступности сети, коммуникаций и оборудования для сотрудников.

Для эффективного выполнения плана ОНБ, говорит Джонс, компании должны обладать определенными базовыми технологиями и процессами. К важнейшим элементам плана относятся резервное копирование и восстановление данных, управление ИТ-сервисами, мониторинг систем, наличие серверных систем, хранилища данных, сетевого оборудования, виртуализация, предоставление услуги типа “инфраструктура как сервис” (IaaS) и использование географически распределенных приложений.

В ОНБ-плане Shaklee облаку отводится ключевая роль. “Произошли существенные изменения с точки зрения доступности облака и решений типа “ПО как сервис” (SaaS). Если правильно воспользоваться этим для выполнения стратегических задач, можно резко снизить риск прерывания бизнеса и сложность решения для организации”, — говорит Джонс.

Применительно к резервному копированию и восстановлению данных облако открывает альтернативы традиционному физическому хранению на другой площадке, считает он. Управление ИТ-сервисами, облака и приложения на базе SaaS предоставляют новые возможности управления обслуживанием в целом, если потребуется восстановление бизнеса.

Мониторинг систем, интегрированный в управление ИТ-обслуживанием, гарантирует, что план ОНБ соответствует потребностям клиента. “Подчеркну еще раз: в дополнение к традиционным решениям имеются хорошие продукты типа SaaS”, — говорит Джонс. Недавно Shaklee начала пользоваться сервисами мониторинга компании New Relic.

SaaS применяется также для обеспечения непрерывности работы хранилища данных Shaklee. “В случае любой катастрофы вам захочется в реальном времени получить отчет, как работает и работает ли ваша организация, — отмечает Джонс. — Опять же имеются хорошие традиционные решения и решения с применением SaaS”. Для поддержания работоспособности своего хранилища данных Shaklee использует облачный сервис компании PivotLink.

Сетевая инфраструктура — другое важное направление ОНБ. “Помимо предоставления доступа работникам сеть должна обеспечивать в случае катастрофы подключение к удаленным точкам, — говорит Джонс. — Провайдеры управляемых сетей позволяют вам быстро нарастить ресурсы для расширения и обслуживания новой сети. Кроме того, они могут сохранить возможность удаленного доступа в вашу частную сеть”. Для управления своей глобальной сетью Shaklee заключила партнерское соглашение с провайдером сетевых, облачных сервисов и сервисов безопасности Virtela.

Виртуализация и IaaS необходимы для эффективного восстановления систем в случае катастрофы, убежден Джонс. “Благодаря виртуализации отпала необходимость тратить несколько дней на установку базовой операционной системы, а затем восстанавливать данные и приложения, — рассказывает он. — Теперь в случае катастрофы вы можете быстро возобновить операции, восстановив систему в целом в одном виртуальном контейнере”.

Shaklee использует контейнеры виртуализации для операционных систем HP/UX, AIX, Windows и Linux. В результате то, на что раньше уходили дни, теперь занимает минуты.

Еще один компонент ОНБ-плана Shaklee — географически распределенные приложения — позволяет распределять приложения между ЦОДами. “Это делается, чтобы устранить единую точку отказа, — поясняет Джонс. — Это легко реализовать с помощью большинства веб-технологий без какой-либо доработки”.

ОНБ требует постоянных усилий. “Восстановление после катастроф и ОНБ всегда были и будут непрерывным процессом”, — утверждает Джонс.

Все сотрудники должны вносить вклад в разработку стратегии ОНБ. “Всему высшему руководству следует продемонстрировать свою стратегическую приверженность непрерывности бизнес-процесса, — считает Джонс. — Работники независимо от должности должны участвовать в операционном планировании”.

Наличие четкой стратегии ОНБ имеет серьезные последствия для бизнеса. “Стратегия ОНБ является ключевым фактором успеха при снижении риска и обеспечении нашей компании возможности продолжать обслуживание своих клиентов, — говорит Майк Бейтсол, финансовый директор Shaklee. — Если мы не станем обслуживать своих клиентов, этим займется кто-нибудь другой”.

Обеспечение инфраструктуры

Еще одна компания, потратившая значительное время и силы на разработку плана ОНБ, — это LeapFrog Interactive из г. Луисвилл (шт. Кентукки), занимающаяся онлайновыми услугами и маркетингом. Она предоставляет клиентам, в частности, такие услуги, как хостовые сервисы — виртуальные серверы, веб-хостинг и электронная почта.

Примерно шесть лет назад Leapfrog приступила к переосмыслению и перепроектированию своей ИТ-инфраструктуры, говорит Карл Уэст, вице-президент по управляемым техническим решениям. “Технология виртуализации для процессоров архитектуры x86 была легко доступна. А наша цель заключалась в том, чтобы вся инфраструктура была максимально защищена и обладала максимальной переносимостью, — продолжает он. — Мы приступили к разработке плана ОНБ применительно к своим важнейшим системам, таким как хостинг публичных сервисов и управления проектами”. Позднее компания распространила план на среды разработки и другие внутренние ресурсы.

План ОНБ предусматривает не только виртуализацию, но и совместное использование устройств хранения, резервное копирование и восстановление данных, избыточность сети, документирование, стандартные тесты и процедуру отката к прежнему состоянию.

Планирование стратегии осуществлялось с участием ряда ключевых фигур. “Со мной работали все наши инженеры, чтобы подготовить целостное техническое решение”, — вспоминает Уэст. Ради разработки наилучшего образа действий для компании он взаимодействовал с ее руководством — генеральным директором, финансовым директором, вице-президентами по услугам для клиентов и по развитию бизнеса.

“Одна из трудностей, с которой мы столкнулись, была связана с выбором наилучшего способа удовлетворения наших постоянно растущих потребностей в хранении, — говорит Уэст. — На ранних этапах нашей деятельности у нас было всего два или три терабайта данных. По мере роста компании нам пришлось быстро разработать стратегию резервного копирования этих данных и сохранения контроля над ними”. Решение заключалось в использовании репликации и дедупликации. “Это позволило нам иметь несколько копий данных, не требующих того объема систем хранения, к которому мы привыкли”, — поясняет он.

Другим элементом плана ОНБ является географическая избыточность. “Мы создаем ЦОДы на расстоянии минимум 90 миль друг от друга, — рассказывает Уэст. — Это достаточно близко, чтобы можно было быстро добраться, и достаточно далеко, чтобы смягчать последствия многих экологических катастроф”.

Один из важнейших передовых приемов заключается в том, чтобы сконцентрироваться на действительно важных вещах, полагает Уэст. “Не все они имеют критическое значение, — продолжает он. — Проанализируйте их влияние на бизнес и сосредоточьтесь на вопросах, имеющих для него реально большую важность”.

Необходимо также периодически пересматривать план. “Легко создать план и забыть о нем, — говорит Уэст. — Следует через определенные промежутки времени доставать его и сдувать с него пыль, чтобы убедиться в готовности каждого к его выполнению”.

Автоматизация — важнейший фактор

Для все большего числа организаций автоматизация превращается в ключевой фактор ОНБ.

“С технической точки зрения многие организации обращаются к автоматизации, чтобы упростить процесс планирования и исключить из него некоторые ошибки, — говорит Рейчел Дайнс, старший аналитик исследовательской компании Forrester Research, освещающей вопросы инфраструктуры и операций. — Кроме того, при использовании автоматической системы легче поддерживать планы в актуальном состоянии”.

В последнее время главными препятствиями для планирования ОНБ стали считаться сохранение рабочей силы и коммуникации в чрезвычайных ситуациях, утверждает Дайнс. “Такие события, как ураган Сэнди, выявили слабые места существующих планов, — продолжает она. — С помощью тестирования можно устранить имеющиеся недостатки. Но в планах сохранения рабочей силы важно предусмотреть не только работу на дому — в отличие от многих компаний, которые стригут всех сотрудников под одну гребенку”.

Одной из тенденций, которую организациям необходимо будет преодолеть, является обособление различных задач возобновления работы, которые в действительности должны решаться совместно. “В последние годы ОНБ и восстановление после катастроф стали рассматриваться слишком изолированно друг от друга”, — отмечает Дайнс.

Их разделение было вызвано заботой о том, чтобы команда, занимающаяся ОНБ, не увязла в технических вопросах, говорит Дайнс. “Но обособление задач зашло слишком далеко, что привело к невозможности координации работ, — считает она. — В дальнейшем люди, занимающиеся ОНБ и восстановлением после катастроф, должны попытаться наладить более тесное сотрудничество, начиная с планирования и тестирования”.

Версия для печати