Ценность накапливаемой компаниями информации постоянно возрастает. И дело не только в том, что на ее базе ведется вся операционная деятельность. Благодаря средствам аналитики больших данных наиболее важным фактором для выбора будущего пути развития бизнеса становятся не только интуиция руководства, но и полнота имеющейся для принятия решения информации, отмечает на портале Data Center Knowledge Чарльз Фолей (Charles Foley), старший вице-президент компании Talon.

При этом тот, кто первым выявит правильные перспективы и начнет двигаться вперед, вряд ли сможет долго оставаться в одиночестве. Остальные также не упустят свой шанс, смоделировав его на своих накопленных данных. Из-за этого экспоненциальный рост объемов накапливаемых в компаниях данных уже наблюдается повсеместно.

Однако это еще не означает, что данными уже научились пользоваться. До сих пор информация хранится в разрозненном виде. Значительная часть данных, конечно, попадает в централизованное хранилище. Однако большой их объем, представляющих несомненный интерес для будущего анализа, до сих пор часто оказывается разбросанным «по сусекам»: в компьютерах сотрудников и даже в их мобильных устройствах, пишет Фолей.

Фрагментацию сопровождает явление, называемое «теневыми ИТ» (shadow IT). Оно проявляется в том, что отдельные сотрудники, а иногда и целые департаменты или филиалы компании, «забирают» в свои руки часть информационных ресурсов, делая их недоступными для других. Это выглядит как собственный набор серверов, СХД и систем резервирования, функционирующих автономно от общей ИТ-инфраструктуры компании. Нередко встречаются случаи переноса ответственных данных в публичные облака, сохранение их на USB-носителях. Возможности для надежного контроля за сохранностью и доступностью данных снижаются, а подчас просто выходят из-под контроля, сетует Фолей.

Другой случай — это данные для специализированных корпоративных систем. Часто они сохраняются на выделенных ИТ-ресурсах, доступных самой программе. Но работа с ними из других приложений оказывается затрудненной или может даже отсутствовать вовсе, до плановых операций экспорта данных.

Фактически, утверждает Фолей, фрагментация данных становится причиной проблем, когда некоторые бизнес-задачи, решаемые в одних подразделениях, не могут быть выполнены в других, хотя по факту в компании накоплены информационные ресурсы в полном объеме.

Фрагментация данных неизбежна

Фолей считает, что проблема роста фрагментации данных неизбежна и возникает, согласно, образно говоря, второму закону термодинамики, который в общем виде можно сформулировать следующим образом: «В любой системе по мере ее развития неизбежно нарастает хаос».

Например, естественная фрагментация возникает при расширении бизнеса и выстраивании филиальной сети. Тогда на каждом новом участке создается собственный сегмент ИТ-инфраструктуры, который оптимизируется под определенные, локальные условия. Установка и обслуживание сети, серверов и СХД связываются прежде всего с надежностью внутреннего доступа. Взаимодействие с другими точками локации ИТ-инфраструктуры предприятия часто оказывается в условиях реальной эксплуатации затруднительным. Поддержка этой возможности требует дополнительных ресурсов, поэтому их выделение подчас откладывается на неопределенный срок, отмечает Фолей.

Но при нарушении связей (обрыве доступа) часть важных корпоративных данных оказывается в изоляции. Некоторые пользователи не могут получить к ним доступ, даже если потребность велика. Это может отрицательно сказаться на принимаемых решениях. Проблема может затронуть руководителей любого уровня. Будущее компании становится зависимым от степени полноты доступных данных. В этих случаях приходится возвращаться к принятию решений на интуиции. В условиях развитого рынка и больших рисков цена принимаемых решений может быть очень высокой, предупреждает Фолей.

Нарастающая фрагментация, по его мнению, также может стать причиной ряда других, не менее существенных проблем:

· Сохранение целостности данных. Когда данные поступают из разных мест, необходимо аккуратно применять механизмы контроля их целостности. Но если появляется несколько авторизованных копий общих данных, то могут возникнуть проблемы.

· Снижение уровня защищенности данных. Когда к обслуживанию данных и их резервированию получают доступ пользователи или местные, неавторизованные службы, то каждый раз возникает риск потери контроля над собранной информацией и даже возможности ее частичной или полной утери.

· Неэффективное использование ИТ-ресурсов. Серверы и СХД, выделенные под специализированные приложения, часто оказываются недозагруженными. Но при этом повышенное внимание приходится уделять каждому ресурсу, учитывать его специфические требования. В результате растут капитальные и операционные расходы, требуется индивидуальная поддержка для специализированных участков ИТ-инфраструктуры компании.

· Неэффективное использование трудовых ресурсов. В случае возникновения фрагментации данных приходится наращивать штат или привлекать на аутсорсинг внешние компании. Это необходимо для поддержки всех участков хранения данных в рабочем состоянии.

Фрагментация данных и программно-определяемые СХД

Чтобы сократить фрагментацию данных внутри компании необходимо консолидировать данные внутри общего центрального хранилища, считает Фолей. Следует избегать автономного размещения данные на локальных ресурсах, делая их «теневыми». Наилучшее решение — это создание постоянно обновляемого репозитория в централизованном хранилище, авторизованный доступ к которому могут получать все без исключения пользователи. Сделать это наиболее эффективно можно за счет активного внедрения программно-определяемых СХД.

Версия для печати