На нас движется цифровое цунами. Готова ли к нему наша инфраструктура?

Предсказывать технологические тренды — дело порой неблагодарное, но один прогноз сделать наверняка можно: будущее Интернета — в видео. Netflix уже занимает до 35% интернет-трафика в Северной Америке. Добавить сюда YouTube, и общая цифра вырастет до 55%. Через несколько лет около 80% всего мирового интернет-трафика придется именно на видео.

Гейминг тоже скажет свое слово, как только в онлайне полномасштабно начнут функционировать стриминговые сервисы от Sony, Microsoft, Nvidia и других. Придет черёд телевидения: в 2015 году только в США было выпущено более 400 оригинальных телесериалов — это почти вдвое больше, чем несколько лет назад. Судя по всему, наконец, заявит о себе в полный голос виртуальная реальность (VR) — технология, которая уже дала несколько фальстартов в прошлом. Дополненная реальность, в которой виртуальные элементы встраиваются в реальную жизнь (яркий пример — PokemonGo), тоже может кардинально изменить способы взаимодействия людей с окружающей реальностью — дома и на работе.

В видео идут даже нетрадиционные игроки. Так, например, британская телекоммуникационная компания British Telecom запустила платный сервис, который транслирует футбольные и регбийные игры. Amazon.com производит онлайн ТВ-программы, а в прошлом году даже выпустил свой первый оригинальный фильм. Китайский ecommerce-гигант Alibaba.com сегодня — одна из крупнейших кинокомпаний Китая.

Рано или поздно весь этот видеоконтент выльется в онлайн. Также как и все другие данные, которые позволяют бизнесу функционировать, а потребителям выходить в Интернет. Одним словом, поток цифровых данных растет на глазах, а вместе с ним — и требования к цифровым сетям.

Информационная инфраструктура, как и любая относительно невидимая система, пока функционирует без перебоев, что всеми воспринимается как должное. Но в ближайшее время, чтобы справиться с растущим «ливнем данных», нам понадобятся гораздо более широкие и быстрые каналы с большей пропускной способностью.

На фоне отсутствия новых инвестиций в каналы, потребителей и масштабные проекты мы рискуем столкнуться с «бутылочным горлышком» в пропускной способности современной интернет-инфраструктуры. В итоге это может привести к задержке появления на свет и развития новых инновационных сервисов, которые «завязаны» на эффективные широкополосные сети. В конце концов растущий поток качественного видео с элементами живого присутствия, интеллектуального анализа данных и др. превысит все возможности нашей цифровой инфраструктуры.

Что это будет означать для потребителей? Вместо того, чтобы в полной мере наслаждаться виртуальной реальностью или видео с эффектом полного погружения, они получат прерывистую и искаженную видеокартинку, которая будет постоянно подвисать или воспроизводиться с задержкой аудиодорожки. Первыми этот эффект заметят большие семьи, в которых несколько человек одновременно смотрят онлайн-видео в разрешении 4К.

Но есть и еще более серьезные угрозы. Взять, например, отрасли, которые целиком зависят от телеком-технологий — здравоохранение или банковскую сферу. Идея электронного здравоохранения строится на возможности быстрой обработки медицинских данных, что позволяет врачам принимать своевременные решения в отношении их пациентов. Но перегруженные сети с замедленным трафиком могут существенно затруднить этот процесс, что может быть критически важно в случае угрозы жизни пациентов. В финансовой индустрии устаревшие и перегруженные сети, затрудняющие быструю передачу данных, могут сказаться на работе в самых разных сферах — от финансовых рынков до ипотечных взносов.

Улучшения в сетевой инфраструктуре критически важны, чтобы справиться с растущим цунами данных. Нужно инвестировать в технологии, которые расширят каналы и позволят большим объемам данным двигаться быстрее. Кто может сделать эти инвестиции? Традиционно этим занимались сами телекоммуникационные гиганты, которые тратили фонды на обновление и расширение сетей. Прежде всего — бывшие госмонополии, которые многие годы получали ощутимую прибыль в виде долларов от налогоплательщиков, что позволяло им инвестировать в строительство сетей в первую очередь.

Сегодня же телеком-гиганты сталкиваются с жесткой конкуренцией, которая делает такие инвестиции минимум обременительными. Консалтинговая компания Ovum спрогнозировала, что в период 2013-2018 годов телеком-операторы не досчитаются 386 млрд. долл. выручки благодаря таким бесплатным интернет-сервисам, как Skype, или платным, как Netflix. Эти сервисы используют Интернет для распространения контента, но они не ответственны за обновление сетевой инфраструктуры. Сегодня ни цента из доходов таких сервисов не идет на строительство новых сетей, необходимых для растущего потока интернет-трафика.

Очевидно, что нужна новая модель. Одной из них может стать схема B2B2C (business-to-business-to consumer — бизнес для бизнеса для потребителей). Она предполагает симбиоз, при котором телеком-операторы будут гарантировать качество и устойчивость сетей, а интернет-компании будут распространять через эти сети производимый ими контент. При этом последние будут делиться частью доходов с телеком-операторами, которые, в свою очередь, также предоставят интернет-сервисам доступ к своим абонентским базам (обычно — гигантским). Выиграют в итоге все: и бизнесы, и потребители, которые каждый день все больше и больше используют цифровые каналы.

Общество стало сильно зависеть от сетей, и эта зависимость со временем только усилится. Особенно по мере того, как в нашу цифровую жизнь будут все больше и больше входить беспилотные автомобили, виртуальная реальность, 3D-принтеры, дистанционное здравоохранение и другие технологии. В нестабильной и неравномерно развитой глобальной экономике новые инвестиции в широкополосную инфраструктуру дадут импульс не только для развитых рынков, но также для развития необеспеченного населения в бедных странах.

Телекоммуникационные гиганты действительно торопятся обновить сети. Но если у них не будет достаточно стимулов для инвестиций, сетевая инфраструктура может ослабнуть, что увеличит социальное неравенство и расширит цифровой барьер — социально-экономический разрыв между теми, у кого есть доступ в Интернет и у кого его нет. Более правильным решением для них будет пересмотреть их бизнес-модель таким образом, чтобы найти необходимые ресурсы и стимулы для инвестиций. Все это в итоге приведет к тому, что растущий цифровой поток будет течь свободно, чем будет заложена прочная основа для следующих этапов роста в мировой экономике.

Автор статьи — президент направления сетевого бизнес-консалтинга Huawei.

Версия для печати