Широкое распространение устройств с поддержкой беспроводного подключения к Интернету диктует необходимость обеспечения пользователей качественной беспроводной связью. Задача эта далеко не так проста. Многие места, где требуется развернуть устойчиво функционирующий беспроводной интернет-доступ, обладают своими особенностями, с которыми должно справляться оборудование. В условиях промышленного производства этих особенностей еще больше, и на качество сигнала они влияют еще сильнее. Как развертывать устойчивую беспроводную сеть на производстве? Какое оборудование выбрать? Каким требованиям оно должно отвечать? Об этом мы побеседовали с менеджером IT-проектов пермского мультибрендового автодилера Verra-Motors Юрием Никитиным и менеджером по развитию бизнеса Hewlett Packard Enterprise компании Softlinе Александром Верещагиным.

Юрий, расскажите в двух словах о вашей компании?

Ю. Н.: Verra-Motors — это пермский холдинг, занимающийся предоставлением всего комплекса услуг, связанных с автомобилями: продажей, страхованием, обслуживанием, обменом по системе trade-in и т. п. У компании есть два основных отделения — в Перми и Березниках. У нас есть целый квартал точек по продаже и обслуживанию автомобилей марок Toyota, Lexus, Porsche, также имеется центр кузовного ремонта. Все наши объекты имеют общую ИТ-инфраструктуру и связаны в единой вычислительной сетью.

Насколько мощная эта инфраструктура?

Ю. Н.: Verra-Motors — довольно продвинутая компания в том, что касается автоматизации производственных процессов. Автоматизация реализована посредством системы собственной разработки на базе «1С:Предприятие». В нее входят подсистемы управления продажами, управления взаимоотношениями с клиентами, управления сервисным центром, складом и т. д. Подсистема управления сервисом сделана в том числе с применением технологий и подходов интернета вещей. Она включает в себя учет рабочего времени сотрудников, распределение работ по постам и исполнителям, автоматизированный подбор запчастей и расходных материалов под конкретный автомобиль, и пр. В производственных помещениях на ремонтных постах стоят терминалы. При заезде в сервис автомобиль автоматически распределяется на конкретный пост. Механик видит перечень работ, список требуемых запасных частей и расходных материалов. Также ему доступна документация на автомобиль и технологические карты на каждую операцию. Выполнение или невыполнение работ отмечается с помощью штрих-кода или RFID-метки.

ИТ-инфраструктура состоит из серверного ядра на базе серверов HPE, Dell и IBM; системы хранения данных — FC SAN IBM, HPE; среды виртуализации — Xen; сетевая инфраструктура построена на основе продуктов Cisco. Все подразделения компании объединены в общую сеть, в единый домен.

Какие элементы вашей ИТ-инфраструктуры являются критичными для бизнеса?

Ю. Н.: Большинство наших информационных систем непрерывно обмениваются данными. Отказ одной означает ограничения функционирования остальных, что совершенно неприемлемо.

Какие есть специфические проблемы с обменом данными между подсистемами конкретно на производстве?

Ю. Н.: Основная проблема, которая серьезно нам мешала, — неудовлетворительное качество беспроводной связи в боксах, где производился ремонт и обслуживание автомобилей. Мы применяем точки доступа непосредственно в боксах, где стоят подъемники машин. Каждый ремонтный пост оснащен системой учета рабочего времени, данные с которой необходимо передавать в центральную систему. Классическое соединение терминалов с серверами — по витой паре — в условиях цеха реализуемо не всегда, поэтому необходима беспроводка. С другой стороны, в боксах работают двигатели, тестируются электронные системы, используется электроинструмент, применяется радиосвязь — диапазон в значительной степени зашумлен. Точки доступа время от времени отказывались работать в столь сложных условиях — связь прерывалась, скорость падала, пропадало соединение с Интернетом. Терпеть такое было невозможно, поскольку все эти технические проблемы нарушали бизнес-процессы и не лучшим образом сказывались на имидже компании в целом: мультибрендовый дилерский центр такого уровня должен обеспечивать клиентам быстрый интернет, пока заказчик ждет свою машину в зоне отдыха или гуляет по шоу-румам.

A. В.: Добавлю, что помимо всего прочего в эфире было много шума от беспроводных сетей других организаций, располагающихся по соседству. Совместно с коллегами со стороны заказчикам нам предстояло решить нетривиальную задачу — выбрать решение, стабильно работающее в этих условиях. Мы договорились провести тестовую эксплуатацию точек доступа Aruba, a Hewlett Packard Enterprise Company, чтобы после него заказчик смог принять решение о внедрении.

Ю. Н.: «Пилотирование» Aruba прошло без каких-либо сложностей и не потребовало практически никаких усилий по настройке оборудования. Мы развернули в боксах несколько сетей на базе устройства 325 серии. Процесс развертывания занял буквально 15 мин, и мы получили стабильно работающую сеть Wi-Fi — все заработало «из коробки» и на хорошей скорости. Понравилось, продуманность администрирования инфраструктуры точек доступа: Aruba предлагает централизованное удаленное управление ими. Несмотря на то, что оборудование было новым для наших специалистов, мы быстро справились с настройкой.

Корпоративные сети Wi-Fi упрощают подключение клиентов к корпоративным сервисам, позволяя им использовать в том числе свои собственные устройства. Как был решен вопрос лицензирования доступа к серверам компании с таких устройств?

Ю. Н.: Да, в данном проекте мы учли, что не сможем предсказать количество и тип устройств, с которых к сервисам компании будут подключаться клиенты. Поэтому для подключения к серверам компании на базе Microsoft Windows Server мы приобрели лицензии клиентского доступа на каждого пользователя (User CAL), дополнив их лицензиями терминального доступа (RDS CAL) в том же количестве.

В чем состоит особенность данного проекта с точки зрения Softline?

А. В.: Это решение было частью более крупного проекта, включающего не только Wi-Fi, но и стационарную сеть, серверы и СХД. Все это оборудование было поставлено в несколько этапов, причем от одного производителя — HPE.

Поставки шли по схеме Hardware-as-a-Service (HaaS), то есть в рамках проекта оборудование заказчику предоставлялось по сервисной модели. Такая схема находит в России все большее распространение, поскольку позволяет заказчику сразу же получить готовое решение, а оплачивать его стоимость помесячно или поквартально в течение двух-пяти лет. Сервисная модель крайне актуальна для предприятий сферы ритейла — даже автомобильного — поскольку позволяет не изымать из оборота большие средства на закупки и развертывание ИТ-инфраструктуры. Зная размер ежемесячных выплат, заказчик с высокой точностью прогнозирует свои затраты на ИТ. Средства, которые пришлось бы потратить на закупку оборудования, с гораздо большей пользой могут быть инвестированы в направления, которые приносят дилеру прибыль.

Есть ли у Softline другие проекты, связанные с промышленным Wi-Fi?

А. В.: Да, среди них есть и более скромные решения, и решения на больших предприятиях, на которых присутствует значительный уровень радиопомех. Есть проекты, применяемые непосредственно в промышленности, — это погодозащищенные системы с распределенными точками доступа непосредственно на площадках. В среднем в рамках каждого проекта развертывается 100‒120 точек доступа.

Также Softline делает проекты на основе Wi-Fi от Aruba в сетевой рознице. Покупатели, посещая бутики, при подключении к Wi-Fi сначала попадают на страницу магазина с информацией о скидках, акциях и других предложениях. Для розничной сети появляется дополнительная возможность продвижения определённых продуктов. Другими словами, решения есть под каждую вертикаль бизнеса.

Комментарий Hewlett Packard Enterprise:

«Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что Hewlett Packard Enterprise предлагает одни из лучших решений для корпоративных сетей нового поколения. C решениями Aruba мы стремимся не только предоставлять эффективные решения для проводной и беспроводной связи, но и уделяем много внимания вопросам безопасности. В частности, в сентябре этого года мы представили решение Aruba 360 Secure Fabric, которое призвано обеспечить компании интеллектуальной и инновационной защитой благодаря технологиям поведенческой аналитики. Оно было специально разработано с учетом требований мобильности, облачных сред и Интернета вещей», — отметила Екатерина Кравченко, руководитель департамента сетевых продуктов Aruba, Hewlett Packard Enterprise, Россия.

ПОДГОТОВЛЕНО PCWEEK EXPERT

Другие спецпроекты

Версия для печати (без изображений)