Вот уже на протяжении нескольких лет компания 3data развивает новый подход в проектировании, построении и эксплуатации ЦОДов — так называемые ЦОДы шаговой доступности (ЦОДШД). Генеральный директор 3data Илья Хала рассказал обозревателю itWeek Валерию Васильеву о сущности этого подхода, об особенностях инфраструктурных решений и о том, на какие бизнес-задачи нацелены ЦОДШД.

itWeek: Что такое ЦОДШД в вашем понимании?

Илья Хала: Это ЦОД, лаконично вписанный в городскую инфраструктуру и находящийся в шаговой доступности от бизнес-центров, офисов, станций метро, городских магистралей, т. е. от центров деловой активности. Он должен быть таким же привычным и удобным для клиентов, какими сегодня являются продовольственные магазины, отделения банков, аптеки...

Все наши ЦОДы небольшие: на 60–200 стоек. Основная услуга на сегодня — традиционная колокация, мы поддерживаем сохраняющийся спрос на выделенные серверы, а также широкий набор облачных сервисов. Среди последних основной — инфраструктура как сервис (IaaS), который предоставляется на двух платформах. Это, с одной стороны, привычная для заказчиков VMware, а с другой — инновационная, построенная совместно с Huawei на Open Stack, за которой, по нашему мнению, ближайшее будущее. Есть также нишевые решения, например, созданный совместно с IBM сервис архивного резервного хранения, позволяющий хранить большие объемы данных (терабайты и петабайты) гораздо надежнее и дешевле, чем на традиционных дисковых системах. Как важную для нынешних клиентов отмечу услугу миграции в облака клиентской инфраструктуры любой сложности при минимальном участии заказчиков.

Наша идея заключается в том, чтобы ЦОДы стали центрами цифровых услуг для бизнеса: обращаясь к нам, клиент может получить широкий набор ЦОД-услуг наряду с подключением к ведущим российским и иностранным операторам связи — в каждом нашем ЦОДе есть точка коммутации на десятки тысяч волокон оптических линий связи «Ростелекома», «Транстелекома», «Мегафона», «Мастертела»...

Наряду с удобством ЦОДШД дают клиентам весомую экономию на инфраструктуре связи, потому что подключиться к ним всегда дешевле, чем к удаленным ЦОДам. Короткая линия подключения обеспечивает также уменьшение задержек и увеличение пропускной способности.

itWeek: Насколько сложно заказчику, ставшему клиентом ваших облачных услуг, перейти к другим облачным провайдерам?

И. Х.: Мы стараемся максимально широко использовать открытые технологии и стандарты. Это позволяет клиентам не только пользоваться нашей инфраструктурой, но и интегрироваться с инфраструктурой других провайдеров. Кроме того, для них нет принципиальных трудностей переместить свою инфраструктуру на ресурсы другого провайдера — наши клиенты не являются заложниками одного поставщика услуг. К настоящему времени появилось уже немало освоенных нашими инженерами стандартных наработок по интеграции, конвертации, миграции.

itWeek: Как при размещении в городском пространстве ЦОДШД решаются задачи отказо- и катастрофоустойчивости?

И. Х.: У большинства компаний требования к обеспечению непрерывности (включая катастрофоустойчивость) бизнеса укладываются в масштабы Москвы. За пять лет только от двух клиентов мы получили требование разнести площадки на три часовых пояса. В этом случае мы прибегли к помощи партнеров.

В целом же задачи отказоустойчивости и катастрофоустойчивости нам позволяет решать готовая сеть наших ЦОДов, объединенных дублированными каналами связи. Для получения сервисов клиент сразу может заказать распределенную инфраструктуру, размещенную на нескольких площадках, выбрать подходящего для него оператора связи и учесть разные сценарии обеспечения катастрофоустойчивости.

По надежности мы ориентируемся на уровень TIER III и соответствуем ему почти полностью — размещая свои ЦОДы в коммерческих объектах недвижимости, некоторые требования TIER III мы по объективным причинам выполнить не можем. Конечно, для обеспечения надежности мы используем резервирование и оборудование ведущих вендоров.

itWeek: Влияет ли модель ЦОДШД на построение его ИТ- и инженерной инфраструктуры?

И. Х.: Разумеется, мы используем линейки оборудования, отличные от тех, которые есть в крупных ЦОДах: нам нужны решения меньшей мощности, способные работать на ограниченных площадях. Это должны быть надежные, компактные, глубоко интегрированные и при этом не слишком дорогие решения. Таких на рынке немного. За несколько лет практики мы отобрали конкретные линейки ведущих вендоров. Так, наш новый ЦОДШД — НР26 — практически полностью построен на интегрированном решении Schneider Electric. Важно учесть, что обращаясь к оборудованию этой компании, мы рассчитываем на его воспроизводимость и постоянное совершенствование для использования в последующих своих проектах. Сегодня оборудование Schneider Electric эксплуатируется в пяти наших ЦОДах.

Используя накопленную нами экспертизу, мы планируем в дальнейшем комбинировать оборудование двух-трех вендоров из числа тех, с которыми уже имеем опыт работы, чтобы по каждой системе получать лучший возможный результат. Конечно, мы понимаем, что ответственность за решение в целом будет ложиться на наши плечи.

itWeek: В чем главные отличия подхода ЦОДШД от классического в цодостроительстве?

И. Х.: Для владельцев традиционных ЦОДов в первую очередь важна низкая стоимость электроэнергии и земли под застройку. У нас с ними разные приоритеты в предоставлении ЦОД-услуг. Не умаляя значения надежности, упор мы делаем на удобство потребления ИКТ-услуг для клиентов. Так, уже несколько лет мы бесплатно предоставляем круглосуточную услугу перемещения ИКТ-инфраструктуры заказчика в наши ЦОДы. Оплату за предоставленные услуги клиенты могут производить всеми доступными на рынке платежей способами. Большое внимание уделяется атмосфере внутри ЦОДов: благодаря услугам коворкинга клиенты располагают уютными рабочими местами, переговорными комнатами, зонами релаксации и питания, парковками... Над каждым нашим проектом работают архитекторы и дизайнеры.

itWeek: Может показаться, что по сути идея ЦОДШД является способом снижения стоимости выхода на рынок, что ЦОДы 3data по своим масштабам и по набору оказываемых услуг с каждым годом становятся все ближе к классическим. Так ли это?

И. Х.: Не соглашусь с таким утверждением. Да, капитальные затраты в нашем случае на сеть ЦОДов не одномоментны. Но создание этой сети значительно отличается от строительства одного крупного объекта — этот процесс сложнее и затратнее. Построив типовой ЦОД, его владелец сразу начинает возвращать инвестиции. Концепция ЦОДШД начинает реально работать, когда количество ЦОДов достигает примерно десятка. Разумеется, суммарная мощность готовой сети ЦОДШД будет вполне сравнима с мощностью крупного ЦОДа, хотя каждая отдельная площадка, по нашим планам, не будет включать более 200 стоек — мы выдерживаем концепцию небольших распределенных площадок. Далее мы будем следовать общим тенденциям рынка: по мере роста спроса цифровых услуг на единицу площади города будем наращивать количество стоек и их мощности.

Мы не противопоставляем себя большим ЦОДам, а дополняем их. Запустив восемь площадок, я могу говорить о состоятельности выбранной концепции: она развивается и привлекает новых партнеров, решая несколько задач. Прежде всего, это замена серверных комнат и шкафов в офисах. Это востребовано рядом бизнес-сегментов: операторами связи, компаниями с филиальной городской сетью, банками средних размеров, страховыми компаниями, сетями аптек, продовольственных, спортивных магазинов, турагентствами, девелоперами, управляющими компаниями... Наша включенность в международную инфраструктуру связи и международные облачные проекты делает ЦОДы 3data привлекательными также и для иностранных компаний.

itWeek: А нынешнее российское регулирование ИКТ-области не мешает работе с иностранными клиентами?

И. Х.: Наоборот, помогает, потому что иностранные клиенты ищут российских провайдеров ИКТ-услуг, способных эти требования выполнить. Это, кстати, относится и к российским клиентам, которые раньше выполняли требования регуляторов спустя рукава, а сегодня вынуждены относиться к ним серьезно. В результате и первые, и вторые обращаются к российским профессионалам, поскольку те в состоянии помочь им.

itWeek: В каких направлениях вы будете развивать концепцию ЦОДШД?

И. Х.: Сегодня у нас в эксплуатации восемь площадок, осенью планируем запустить еще две или три. Конечная цель — запустить до 2025 г. от тридцати до пятидесяти объектов (в зависимости от конъюнктуры рынка).

Мы превращаем наши ЦОДы в цифровые дворы. Они помимо ЦОДа включают международный магистральный телекоммуникационный хаб, офисное пространство с необходимой инфраструктурой, общественные пространства (например, на площадке ЦОДа на Садовой-Кудринской действует Музей телефона, на территориях других ЦОДов — релаксационные зоны), дополнительные ИКТ-услуги (скажем, DC-кемпинг на территории ЦОДов на Шоссе энтузиастов и Правобережной улице, предоставляющий площадки для клиентских контейнерных ЦОДов; на площадке другого нашего ЦОДа партнер планирует организовать либо учебный центр, либо шоу-рум).

При участии компаний «Мегафон» и «Вертикаль» сейчас реализуется пилотный проект подключения опор связи одного из районов города через ЦОД нашей компании. Идея заключается в том, чтобы с опор снять коробки с оборудованием связи и убрать их в ЦОД, оставив на столбах только передающие антенны. Осенью планируем показать результаты городскому ИТ-департаменту.

Таковы планы развития физической инфраструктуры. Кроме этого планируем также быстро развивать облачную инфраструктуру нашей компании и наших партнеров на базе ЦОДШД. Первые шаги — облака на решениях IBM и Huawei. Далее должны активироваться партнерские разработки, продажи облачных сервисов и их интеграция. В создаваемую облачную экосистему мы намерены вовлечь операторов связи, интеграторов, дистрибьюторов... За пару лет планируем увеличить количество своих партнеров до трехсот (против сотни нынешних).

ЦОДы в Москве — это первый этап. Облачный бизнес мы сразу строим из расчета покрытия федерального масштаба, конечно, через партнерскую сеть. Именно задача партнеров — дотянуться до каждого клиента. Мы провели демонстрации своих возможностей в Казани и Санкт-Петербурге, планируем показ в Екатеринбурге. К нашей экосистеме подключаются региональные операторы связи, региональные дистрибьюторы продают ее услуги, региональные интеграторы помогают их настраивать.

itWeek: Благодарю за беседу.