Впервые идея использовать самый легкий щелочной металл для создания источников тока была высказана более ста лет тому назад — в 1912 г. Реализовать же эту идею удалось лишь в начале 1970-х, когда появились первые литиевые батарейки. Литиевые же аккумуляторы в то время оказались небезопасными в эксплуатации. Только в начале 1990-х инженерам Sony удалось справиться с этой проблемой. С тех пор сменилось несколько поколений технологии создания аккумуляторных батарей на основе лития. Они постепенно начали вытеснять свинцово-кислотные аккумуляторы в разных областях применения, в том числе при изготовлении источников бесперебойного питания.

Этот процесс нельзя назвать быстрым. Первые однофазные модели ИБП на литиево-ионных аккумуляторах появились в портфолио компании Schneider Electric еще в 2013 г. По мере совершенствования технологии компания вернулась к решениям на Li-ion, и новыми системами стали большие трехфазные ИБП для ЦОДов — в них наиболее эффективно проявлялись главные преимущества данной технологии: высокая удельная емкость, низкий вес, продолжительный срок службы. Теперь сделан следующий шаг — APC by Schneider Electric выпустила однофазный онлайновый ИБП серии Smart UPS SRTL1000RMXLI для корпоративного применения.

Это блочное решение предназначено для бесперебойного питания оборудования с высокой плотностью энерговыделения: серверов, сетей голосовой связи и передачи данных, медицинских лабораторий и небольших промышленных установок. ИБП можно смонтировать либо в стойке, либо вертикально в напольном исполнении. В базовый комплект входят два блока: непосредственно блок ИБП, занимающий в стойке высоту 2U, и блок литиево-ионных батарей высотой 1U. Блоки имеют сравнительно небольшую массу: ИБП — 13,7 кг; аккумуляторы — 12 кг.

Всего к ИБП можно подключить до пяти блоков литиево-ионных батарей (один из комплекта поставки плюс четыре дополнительных) в зависимости от требуемого времени автономной работы. Полностью заряженная аккумуляторная батарея обеспечивает работу при полной нагрузке (900 Вт = 1000 ВА) в течение получаса.

Подключение к ИБП блоков со свинцовыми батареями недопустимо. Такой вариант событий предотвращается с помощью специального разъема. И наоборот, к прежним моделям ИБП нельзя подключать блоки литиево-ионных аккумуляторов. Причина проста: эти аккумуляторы имеют несовместимые режимы эксплуатации.

Подключение дополнительных блоков аккумуляторных батарей можно производить в «горячем» режиме. Работа литиево-ионных аккумуляторов отслеживается на уровне отдельных ячеек, что позволяет управлять их напряжением и температурой. Это обеспечивает более высокий уровень безопасности. Усовершенствованная система управления позволяет ИБП автоматически распознавать, установлен ли аккумуляторный модуль, добавлялись ли какие-то модули позднее, и регулировать время автономной работы подключенной нагрузки.

Литиево-ионные батареи выдерживают до 5000 циклов перезарядки против 500 у свинцово-кислотных батарей. Кроме того, они могут эксплуатироваться при более высоких температурах окружающей среды (вплоть до 40°C), что также увеличивает период до смены батарей. В итоге срок службы литиево-ионных батарей оказывается в среднем в два раза больше, чем у герметичных свинцово-кислотных.

Запуск ИБП в эксплуатацию предельно прост: необходимо убрать защитный металлический экран с графического ЖК-дисплея основного блока ИБП, установить декоративную крышку и подсоединить аккумуляторный блок, после чего устройство готово к включению. При первом запуске устройство предлагает пользователю выбрать язык интерфейса (русский присутствует); напряжение переменного тока сети (220, 230 или 240 В); тип меню (стандартное или расширенное), а также задать текущее время. После установки этих параметров ИБП включится.

При включении на дисплее отображается уровень заряда батареи, зависящий от времени ее производства. На производстве батареи заряжаются до уровня 30%, поэтому при первом включении батарея, скорее всего, окажется разряженной и ее необходимо зарядить. Если уровень заряда достаточный, то можно подключать нагрузку в режиме холодного старта. Блок ИБП в соответствии с требованиями по транспортировке аккумуляторных батарей не содержит внутри себя никаких источников тока.

Цвет фона графического ЖК-дисплея позволяет быстро и издалека оценить состояние устройства: оранжевый — авария, устройство требует внимания, красный — критическая авария, требуется немедленная реакция обслуживающего персонала. Более подробную информацию о состоянии устройства можно получить, анализируя текстовые сообщения дисплея.

Нагрузка может подключаться к двум группам розеток, управление которыми осуществляется независимо с дисплея.

Дополнительная плата управления через сетевой интерфейс позволяет вести удаленный контроль и управление ИБП через Ethernet-соединение.

Уже началось использование литиево-ионных аккумуляторов и в персональных ИБП. Несмотря на более высокую начальную стоимость литиево-ионных батарей, общая стоимость владения ИБП оказывается меньше за счет их увеличенного срока службы и более простой эксплуатации. Очевидно, что многочисленные преимущества литиево-ионных аккумуляторов в будущем приведут к появлению множества новых моделей ИБП.

Версия для печати (без изображений)