Программный сбой, вирус-вымогатель, физический выход из строя части флэш-массивов и прочие внештатные ситуации — все это существенно не повлияет на работоспособность организации, у которой должным образом налажены процедуры резервного копирования (бэкапа). CIO разработчика решений для восстановления данных корпоративного класса Zerto Ави Рейчел обсуждает на портале Information Age эволюцию технологий резервного восстановления в эпоху облачных технологий.

Технология резервного копирования/восстановления информации постоянно меняется: сначала предприятия хранили копии данных на перфокартах и лентах, затем на жестких дисках и вот теперь начали осуществлять постепенный переход на твердотельные накопители. Каждый новый виток технологии рассматривался едва ли не как переломный, однако она развивалась в едином ключе — на случай возникновения внештатных ситуаций предприятия создавали «золотые копии» данных. Тем не менее, периодическое создание резервных копий в виде моментальных снимков (снапшотов) больше не может рассматриваться как современная стратегия защиты данных.

В условиях цифровой среды и интенсивных безостановочных бизнес-процессов применяется другой подход, когда максимальный период времени, за который могут быть потеряны данные в случае инцидента (Recovery point objective, RPO), составляет секунды, а максимальный промежуток времени, в течение которого ИТ-система может оставаться недоступной в случае аварии (Recovery time objective, RTO) — минуты.

Проще говоря, бизнес должен иметь возможность быстрого восстановления данных, потерянных в течение секунды простоя, и сделанная накануне резервная копия для этого непригодна. Периодическое резервное копирование взамен непрерывного данных привело к тому, что почти половина предприятий за последние три года сталкивалась с неустранимыми проблемами при воссоздании данных из резервных баз.

Резервирование информации — почему этот вопрос должен входить в сферу компетенции CIO?

Основным бизнесом многих предприятий является предоставление технологических решений и услуг клиентам, поэтому они очень чувствительны к потере данных или сбоям. Последствия, к которым они могут привести, варьируются от финансового ущерба до репутационных потерь. Все это свидетельствует о том, что для клиенториентированных ИТ-решений существует настоятельная необходимость в новой стратегии бэкапа и отказоустойчивости. Она должна предусматривать такие аспекты, как минимизация степени ущерба от сбоев, аварийных ситуаций, потери данных и сокращение времени простоя.

О том, чем чревато отсутствие стратегии безопасности инфраструктуры данных, говорят следующие данные. За последние два года технологические сбои привели к тому, что 42% предприятиям пришлось обращаться к помощи сторонних консультантов, 37% столкнулись с последствиями в виде финансового ущерба, 20% сообщили о потере клиентов или о репутационном ущербе (19%), что, безусловно, не может не отразиться на репутации самих ИТ-директоров.

CIO нужно уделять особое внимание бэкапу, если они не хотят объяснять клиентам, почему не работают их сервисы, потеряны данные или что все настолько серьезно, что приходится обращаться за помощью к сторонним профессионалам. Во времена, когда пользователи активно пользуются услугами сайтов для сравнения цен и поисковыми системами, им не составит никакого труда сменить поставщика товара или услуги, поэтому CIO необходимо обеспечить, чтобы клиентские ИТ-решения работали в плановом режиме, но с опорой на эффективную стратегию бэкапа.

Обновление стратегии бэкапа — инвестиции в инфраструктуру

Эта стратегия должна быть продуманной и учитывать риски в зависимости от степени серьезности сбоев. Другими словами, потребуется выйти за рамки простого статического накапливания снапшотов и разобраться с тем, как обеспечить сохранность, работоспособность данных на протяжении всего их жизненного цикла и защитить инфраструктуру предприятия от сбоев.

Современная стратегия резервного копирования должна:

  • стать ключевой частью дизайна новых сервисов;
  • предоставлять полную картину данных в разных системах и средах вплоть до последних секунд, предшествовавших внештатной ситуации;
  • иметь механизм восстановления, способный мгновенно восстанавливать картину данных из любого фрагмента.

При выборе средств резервного восстановления предприятиям нужно искать решения, которые работают до последней секунды перед аварией. Но полная стратегия резервного восстановления и повышения устойчивости должна выходить далеко за эти рамки, и многие компании начали это понимать: в будущем 94% компаний планируют увеличить инвестиции в средства повышения устойчивости. Несмотря на проявившийся положительный сдвиг в мышлении компаний, их усилия должны быть направлены в правильное русло — на выбор долгосрочных стратегий, в том числе правильных технологий для повышения устойчивости, процессов, а также на обучение.

Учитывая, что 25% организаций включили в свои планы развертывания самые современные технологии, в том числе облачные приложения (25%), приложения машинного обучения (24%) и ИИ (23%), это значит, что данные будут растекаться по разнородным средам и потребность в технологиях бэкапа, гарантирующих бесперебойный доступ к ним клиентов, как никогда высока.

Успешная стратегия резервного копирования — продукт взаимодействия сторон

Кроме того, CIO должны понимать, что резервное копирование — это одна из составляющих более широкого свода технологий, который включает служебную ИТ-инфраструктуру для миграции в облако, доступность данных, кибербезопасность, аварийное восстановление и многое другое. Планирование и успешная реализация стратегии резервного копирования и восстановления данных требует согласованности между различными командами. Она нужна для того, чтобы определить степень важности резервируемых данных, их источники, периодичность сохранения в зависимости от потребностей клиентов. Координацию команд на высшем уровне должны осуществлять CIO и CTO. Эти топ-менеджеры должны проследить за механикой работы как внутренних, так и внешних ИТ-систем, и устранить между ними трения, препятствующие повышению устойчивости инфраструктуры предприятия.

Стратегия резервного копирования также должна учитывать интересы бизнес-клиентов, то есть не влиять на качество предоставляемых им услуг. Бэкап более не следует рассматривать как хранилище статичных состояний ИТ-инфраструктуры, хранящихся в виде «золотых копий». Современный подход более подвижен, и аварийное восстановление рассматривается как ключевая часть инфраструктуры данных новых сервисов, которая должна предусматривать посекундное сохранение непрерывно изменяющейся картины данных во всех видах систем и сред и при надобности легко ее воспроизводить. Обладая таким инструментом, организации смогут завоевать доверие клиентов, которые перестанут опасаться за сохранность своих данных и выражать недовольство качеством предоставляемых услуг.

Версия для печати (без изображений)