Во время подготовки к публикации нашего недавнего обзора «Рынок all-flash-СХД в России: приглашение к росту» стало известно о принятии правительством 21 декабря 2019 г. постановления № 1746 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». В части, касающейся темы нашего обзора, это постановление формально блокирует на двухлетний срок закупку, аренду и взятие в лизинг российскими госструктурами и муниципальными органами программно-аппаратных комплексов систем хранения данных, происходящих из иностранных государств.

Указанные комплексы вполне детально описывает код ОКПД 2 26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных». Запрет, разумеется, не распространяется на контракты, заключённые до вступления постановления № 1746 в силу. При этом не происходящими из иностранных государств (читай: «отечественного производства», хотя всем понятно, что заводов по выпуску 2,5-дюймовых НЖМД, к примеру, на территории РФ нет) признаются товары, сведения о которых приведены в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, с непременным указанием номера реестровой записи. Реестр этот, если говорить о системах хранения данных, довольно скуден: в него включены ряд продуктов DEPO (Storage, «Посейдон»), СХД «Татлин» производства ООО «КНС ГРУПП», комплекс СХД «Купол» ООО «НТ» — и, пожалуй, всё.

Мы сразу же, по горячим следам, обратились за комментариями к экспертам, принявшим участие в только что опубликованном обзоре. Время было предновогоднее, да и теперь ещё далеко не все спикеры вернулись из отпусков или открывающих рабочий год командировок, поэтому в настоящем материале представлены мнения не всех опрошенных в декабре экспертов. Вдобавок, целый ряд западных вендоров СХД либо вовсе не ответили на наш запрос, либо процитировали свои корпоративные уставы в духе: «Мы как глобальный вендор не комментируем инициативы локальных правительства и законодателей».

Тем не менее, содержательные комментарии itWeek всё же получить удалось. Так, Юлия Кржешовская, директор департамента по работе с федеральными органами исполнительной власти компании «Техносерв», отметила, что российский рынок СХД — уже вполне сложившийся, и потому новое постановление правительства, безусловно, окажет на него серьёзное влияние: «Надо отметить, что тенденция на импортозамещение в ИТ за последние годы стала вполне очевидной, и на рынке были представлены решения СХД отечественного производства. Так что новая директива подстегнёт развитие этого направления и российские производители смогут нарастить объёмы поставок».

«Серьёзного влияния данного постановления на бизнес нашей компании мы не ожидаем, — свидетельствует Дмитрий Плешаков, заместитель технического директора ИЦ „ТЕЛЕКОМ-СЕРВИС“. — По крайней мере, в перспективе ближайшего года. Среди наших клиентов не только государственные, но и коммерческие компании. Если говорить о бизнесе, который ориентирован исключительно на госсектор, то для него в законе в явном виде оставлена лазейка для конкурсов, уже запущенных в работу. Новые проекты, безусловно, придётся прорабатывать уже с учётом условий, прописанных в постановлении, но и время на адаптацию к новым условиям у участников отечественного ИТ-рынка, безусловно, будет».

А Олег Носов, генеральный директор ITELON, обращает внимание на то, что о фактическом запрете в обсуждаемом документе правительства речь не идёт, хотя в названии этот термин и присутствует. Сформулированы критерии, требуемые доли и пропорции материальных и трудовых затрат, которые позволяют считать продукт отечественным. «Их выполнить — не невозможно», — уверен эксперт.

Будут ли западные игроки на российском рынке СХД искать обходные пути — или же смирятся с потерей госконтрактов на ближайшие два года? По мнению Юлии Кржешовской, это будет зависеть от потребностей и запросов заказчиков. Если тем окажутся необходимы какие-либо определённые параметры, которым по тем или иным причинам не соответствуют отечественные продукты, то подобные запросы удастся удовлетворить, например, за счёт облаков или же программно-определяемых СХД, основанных на открытом коде и свободном ПО.

Никто не собирается без боя сдавать позиции по заказам, которые формируют крупные государственные и муниципальные заказчики, — на этом настаивает Дмитрий Плешаков. По его мнению, прямым следствием принятия обсуждаемого постановления станет изменение структуры продаж: более весомой станет доля конвергентных и облачных решений, напрямую не попадающих под действие запрета. «По сравнению с предыдущими годами вырастет доля контрактов на расширение уже находящихся в эксплуатации систем, что — с учётом заложенных в современные СХД возможностей масштабирования — также обеспечит наращивание объёмов дискового пространства, — полагает эксперт. — Кроме того, отечественные дата-центры получат возможность расширения клиентской базы по контрактам IaaS и PaaS».

В целом откликнувшиеся на наши вопросы эксперты сходятся в том, что принятие подобного постановления какое-то время назревало и потому его эффект так или иначе учтён в оперативных бизнес-планах наиболее дальновидных игроков рынка СХД. «Последовательно проводимая политика импортозамещения, естественно, подразумевала принятие такого постановления», — убеждена Юлия Кржешовская.

Дмитрий Плешаков конкретизирует: «Поскольку обнаружение преднамеренных закладок и случайных уязвимостей в коде оборудования зарубежных производителей уже никого не удивляет, появление отечественных систем хранения стало неизбежным ответом на рост числа фактов международного кибершпионажа и атак на критические системы (Stuxnet и множество других менее известных инцидентов)». В результате уже сегодня такие отечественные разработчики, как Aerodisk, Yadro, НПО «БАУМ» и ряд других, в кооперации с крупными интеграторами уже располагают довольно обширной базой инсталлированных СХД различного назначения.

Впрочем, с учётом того, что HDD в России практически не выпускаются, а SSD производят лишь на одном-единственном предприятии, без иностранных комплектующих СХД в России пока не обойтись, — на это обращает внимание Олег Носов. Он также подчёркивает, что заголовок постановления № 1746 включает важную фразу «... и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Во второй его части как раз и содержатся требования и формулы для расчёта доли импортного продукта в отечественном изделии.

Иными словами, этот документ позволяет, при грамотном применении, отчитаться о требуемых долях импортозамещения и локализации. А это значит, заверяет эксперт, что поставщики СХД для госорганов никаких «обходных путей» искать не должны: «Достаточно лишь в строгом соответствии с регламентом подготовить соответствующее заключение о соответствии требованиям. Кроме того, можно ожидать плодотворного сотрудничества отечественных компаний с „китайскими партнёрами“, которые имеют богатый опыт в решении вопросов о соответствии требованиям».