Казалось бы, влияние пандемии — точнее, предпринятых для борьбы с ней ограничительных мер — на мировую экономику должно быть отрицательным по всем направлениям. Особенно с учётом того, что логистические связи с КНР, превратившейся за последние два десятка лет во всемирную мастерскую, значительно пострадали. Например в США, отделённых от Китая Тихим океаном, 75% всех действующих на данный момент компаний ощутили какие-либо перебои в цепочках своих поставок (данные Institute of Supply Management). Но операторы ЦОДов оказались по большей части в числе тех счастливых 25%, для которых вспышка коронавируса не обернулась существенными убытками.

Корпорации под облаками

Ещё в 2017 г. аналитики обратили внимание на то, что растущие потребности глобальных гиперскейлеров — AWS, Facebook, Microsoft — всё в большей мере удовлетворяются не брендированными серверами под марками ведущих мировых гигантов компьютерного производства, а так называемыми «белыми коробками» (white boxes) — серверами, поставляемыми напрямую со сборочных конвейеров китайских фабрик тайваньских ODM-изготовителей. Тех же самых, кстати, которые на том же оборудовании в другие смены выпускают упомянутые брендированные серверы для своих контрактных партнёров — благо, существенно более 99% серверов в мире строятся сегодня на открытой платформе х86 из общедоступных взаимно совместимых комплектующих. Доля же действительно проприетарных, защищённых патентами аппаратных компонентов в брендированных моделях серверов ничтожно мала.

Программные решения — дело другое, здесь проприетарные архитектуры действительно могут в ряде случаев давать фору платформам с открытым кодом. Однако для гиперскейлеров, которые закупают серверное оборудование десятками и сотнями тысяч единиц в год и в любом случае используют его как «железную» основу для гиперконвергентных решений, для развёртывания виртуальных машин и контейнеров, получаемая от экономии на шильдиках выгода многократно перевешивает возможный проигрыш в производительности, фирменном софте и техподдержке. Логика здесь та же, что подвигла в своё время ИТ-инженеров к изобретению конфигураций RAID из дешёвых малонадёжных IDE-дисков вместо использования дорогущих сверхнадёжных SCSI: если важнее всего не скорость доступа к данным, а само их наличие в доступе, а система построена так, что в случае отказа одного из аппаратных узлов данные не пропадают, — зачем тогда переплачивать?

В феврале, когда стало ясно, что глобальных ограничений на перемещения людей ради борьбы с распространением вируса не избежать, роль облачных технологий вообще и ЦОДов в частности в глазах корпоративных потребителей их услуг разом усилилась. Всплеск спроса на ноутбуки, мониторы и компьютерные кресла для более комфортной работы из дома оказался довольно кратким: все, кому было нужно, этим оборудованием обзавелись, и будут теперь пользоваться им на протяжении нескольких лет, пока оно не выработает свой ресурс. Другое дело — услуги из облака: грамотная организация распределённого офиса с защищёнными каналами коммуникаций, двухфакторной аутентификацией и развёртыванием VDI для сотрудников, вынужденных работать удвленно с маломощных ноутбуков или даже планшетов, требует изрядных серверных мощностей. Равно как и обеспечение видеоконференцсвязи с учётом прироста аудитории наиболее широко доступных мессенджеров (Skype, Zoom) в сотни процентов с января по апрель. И гиперскейлеры, и операторы ЦОДов попроще принялись за планомерное расширение своих предприятий, так что спрос на инфраструктурное оборудование для дата-центров (серверы плюс коммутаторы) не ослабевал даже в самый пик коронавирусного кризиса.

Другое дело, что приостановка китайской экономики в феврале не могла не сказаться на поставках необходимых для сборки комплектующих, от металла для изготовления шасси до контроллерных чипов, конденсаторов, резисторов и прочей схемотехники. Ещё в середине мая тайваньское индустриальное издание Digitimes отмечало, цитируя близкие к контрактным предприятиям источники, что во всей цепочке поставок для серверов ощущается нехватка компонентов и рабочей силы для удовлетворения резко возросшего спроса со стороны ODM-производителей. Предприятия, расположенные в этой цепочке ниже непосредственных сборщиков готовой продукции, вынуждены полностью выбирать свои неприкосновенные запасы, и без того значительно уменьшившиеся за первый квартал, что в итоге почти наверняка приведёт к недопоставкам серверов по итогам II кв. 2020 г. относительно того уровня спроса, который уже сегодня демонстрируют конечные заказчики этого оборудования. Иными словами, ожидаемое сокращение серверного рынка произойдёт не столько из-за снижения спроса, сколько из-за объективных сложностей с его удовлетворением.

В IV кв. 2019 г. глобальная выручка игроков на мировом серверном рынке выросла, согласно отчёту IDC, на 7,5% год к году. И судя по тому, насколько востребованы облачные услуги самого разного рода в период карантина, следовало бы ждать продолжения и даже усиления этого роста. Однако в конце марта (когда предприятия КНР уже работали на полную мощь, а сидящие по домам «белые воротнички» и школьники в развитых странах мира создавали запредельную нагрузку на средства мультимедийных интернет-коммуникаций, та же IDC опубликовала неутешительный прогноз: по итогам 2020 г. её аналитики ожидают глобального сокращения выручки от поставок СХД-систем корпоративного уровня на 5,5% год к году, а продаж серверов — на 3,4%.

И всё же эта оценка не столь пессимистична, как может показаться на первый взгляд. IDC чётко разграничивает два крупных сегмента мирового рынка серверной инфраструктуры, которые демонстрируют существенно разнонаправленную динамику. Корпоративный сегмент действительно заметно умерил свои аппетиты в отношении серверного оборудования, и тенденция эта с большой вероятностью сохранится надолго. В то же время облачные провайдеры активно наращивают закупки — другое дело, что их просто физически меньше, чем корпораций, и что тратят они на серверы схожих рабочих характеристик меньше средств (вот где сказывается отсутствие шильдиков на «белых коробках»!), и в целом организуют и сопровождают свою инфраструктуру грамотнее. Так что на обеспечение бесперебойной работы серверного пула сопоставимого объёма хранения и вычислительной мощности у специализированного облачного провайдера расходы оказываются ниже, чем у корпорации, основная область деятельности которой лежит в стороне от высоких технологий. Лишнее тому подтверждение — особенно печальная отрицательная динамика рынка внешних СХД, которые приобретают в основном как раз корпоративные заказчики, тогда как поставщики облачных услуг предпочитают делать ставку на гиперконвергентные системы.

В середине апреля исследовательская компания Omdia подтвердила свой прежний прогноз по мировому рынку SD-WAN, который в IV кв. 2019-го взлетел на целых 75% год к году. Аналитики уверены, что пересматривать более ранние предсказания из-за коронавируса не придётся даже на текущий год, а в 2024-м глобальная выручка в сегменте SD-WAN достигнет 4,8 млрд. долл., — внушительный прирост по сравнению с 2,0 млрд. долл. в 2019 г. Здесь опять-таки ощущается влияние поставщиков облачных услуг, которые выступают канальными партнёрами для вендоров решений SD-WAN, предлагая конечным заказчикам вместе с доступом к своим облакам ещё и управляемые услуги для организации и мониторинга программно-определяемых сетей. Учитывая, насколько велик сегодня интерес бизнеса (не только среднего и малого!) к налаживанию бесперебойной работы распределённого офиса, высокий спрос на подобного рода услуги вполне объясним. Ведь даже после снятия всех карантинных ограничений обороты компаний, в особенности нацеленных на розничного клиента, восстановятся далеко не сразу. В этих условиях одна только экономия на аренде офисных площадей, которую гарантирует сохранение отлаженного в коронавирусных условиях режима удалённой занятости, с лихвой окупит затраты на наладку и сопровождение эффективной рабочей среды SD-WAN.

Перемены неизбежны

Понятно, что на пути происходящего уже сегодня преобразования рынка ЦОД далеко не всё гладко. В частности, аналитики Omdia указывают на более медленное, чем предполагалось в конце прошлого года, распространение по миру сетей 5G. В свете растущих требований конечных заказчиков к достаточно широкой полосе пропускания (в том числе мобильной, не привязанной к оконечным линиям интернет-провайдеров в квартирах и офисах) это накладывает немалые ограничения на темпы развития подлинно качественных услуг SD-WAN. Кроме того, как сообщила Дженнифер Кук, исследовательский директор направления тенденций и стратегий в области ЦОДов от облака до периферии в компании IDC, наблюдающаяся сегодня нехватка компонентов в канале поставок серверного оборудования может продлиться ещё несколько месяцев, возможно даже до начала IV кв. И в этой ситуации крепче окажутся позиции более широкопрофильных, предоставляющих услуги большему числу клиентов ЦОДов.

Хотя в любом случае перестраивать привычные методы работы с заказчиками придётся всем дата-центрам. Дженнифер Кук привела такой пример: средства удалённого мониторинга для размещённого на колокейшн оборудования в последние месяцы используются заказчиками гораздо интенсивнее. Если прежде любую возникшую проблему мог быстро решить сотрудник ЦОДа либо оперативно прибывший на место ИТ-специалист заказчика, то в условиях ограничения перемещений клиенты стали гораздо больше полагаться на дистанционный мониторинг, на средства контроля и распределения нагрузки. Отныне и как минимум на среднесрочную перспективу всему бизнесу придётся принимать во внимание возможность новых подобных неприятностей глобального масштаба — и выстраивать свою ИТ-инфраструктуру, локальную, гибридную или чисто облачную, с их учётом.

Контрактные производители серверного оборудования также ощутили уязвимость своих нынешних цепочек поставок и, без сомнения, постараются всеми силами диверсифицировать их в самом ближайшем будущем. По счастью, с 2017-го по 2019 г. владельцы ЦОДов различного масштаба по всему миру интенсивно модернизировали и расширяли свои аппаратные мощности, так что удар COVID-19 им удалось встретить в гораздо лучшей форме, чем многим иным игрокам ИТ-рынка. Но на перспективу и им необходимо позаботиться о более дальновидном планировании дальнейшего развития — опять-таки, с учётом возможности подобных нынешней катастроф планетарного масштаба.

Едва ли не самый важный урок из всего происходящего следует извлечь интернет-провайдерам. Нехватка пропускных способностей кабельной сети (именно из-за неё в Европе в разгар карантина Netflix и YouTube пришлось ограничивать качество потокового видео), чрезмерно неторопливый ввод в строй сотовых сетей пятого поколения — всё это обернулось для многих заказчиков дополнительным стрессом в и без того неспокойное время. В ближайшие пять лет, считают эксперты IDC, мощность и ёмкость всех предоставляющих те или иные облачные услуги ЦОДов должна будет вырасти на 8-10% относительно нынешней, что, учитывая уже немалые масштабы этого рынка, представляется серьёзным вызовом в первую очередь как раз для интернет-провайдеров.

Самим же ЦОДам потребуется особенно активно развивать средства внутренней автоматизации, чтобы как можно меньше зависеть от проводимого живыми сотрудниками на месте мониторинга, техобслуживания и оперативного устранения неполадок. Развитые сети датчиков и следящих устройств должны быть интегрированы с комплексными системами контроля; в идеале — на базе искусственного интеллекта, что позволит с высокой степенью точности предсказывать инциденты ещё до их фактического проявления и планово заменять грозящие выйти из строя узлы. Альтернативой может стать вахтовый метод обслуживания ЦОДов — когда дежурная смена администраторов и техников буквально поселяется на территории дата-центра на срок, скажем, в две недели, снабжённая запасами питьевой воды, продуктов и всех необходимых припасов. Именно так справлялись с нынешним кризисов некоторые ныне действующие ЦОДы, что засвидетельствовал Энди Лоуренс, исполнительный исследовательский директор Uptime Institute.

Ещё одна важная практика, к которой обращаются сегодня не только ЦОДы, — отказ от «пути Тойота», 14 управленческих принципов, на которых долгое время почётно и модно было выстраивать организацию едва ли не всех производственных процессов и бизнеса в целом. Один из важнейших элементов «пути Тойота» — поддержание склада в состоянии минимального заполнения за счёт виртуозной оркестровки производства и логистики по всей цепочке поставок. Пока мировая экономика работала в нормальном режиме, это действительно помогало снижать издержки и повышать эффективность внутренних инвестиций. Но стоило возникнуть перебоям в глобальной системе поставок — и скудные запасы на оптимизированных складах моментально оказались исчерпаны.

Миру, вообще говоря, повезло, что КНР ввела строгие карантинные меры в канун празднования Нового года по лунному календарю, когда китайские предприятия (и их партнёры по всему свету) традиционно отступают от «пути Тойота», заполняя склады по максимуму в расчёте на грядущую нерабочую неделю. В будущем же и значительный запас подменного оборудования под рукой, и обязательная диверсификация его поставщиков (как минимум до двух вместо стандартного на сегодня одного) наверняка станут общим местом при организации нормальной работы любого ЦОДа.

Ещё одно важное последствие пандемии: дата-центры как заказчики безусловно станут отдавать предпочтение оборудованию высокой степени стандартизации с поддержкой свободных протоколов и ПО с открытым кодом перед проприетарными платформами, какие бы преимущества в плане производительности те ни сулили: более надёжным решением в любом случае окажется то, что проще и дешевле поддаётся резервированию.

Всё это, безусловно, повлечёт за собой изменения в стандартных соглашениях о качестве обслуживания (SLA) с учётом всех извлечённых из мировой вспышки COVID-19 уроков. Отказоустойчивость, масштабируемость адекватно высочайшим пиковым нагрузкам (достаточно вспомнить, что случилось с российским порталом госуслуг после анонсирования президентом РФ дополнительных выплат на детей до 16 лет), гарантии продолжения эффективной доступности всех сервисов даже в процессе замены запасным оборудованием внезапно вышедшего из строя — вот то, чего теперь в первую очередь будут требовать от заводчиков ЦОДов клиенты. И, конечно же, надёжная работа ИТ-инфраструктуры обязана подкрепляться продуманной, также избыточной в аппаратном плане инфраструктурой инженерной.

Всё это отличные новости для поставщиков любого оборудования, востребованного дата-центрами, — от серверов и СХД до ИБП, дизель-генераторов и чиллерных систем. В то же время самим операторам ЦОДов не следует уподобляться черепахе, которая из-за чрезмерно надёжного прочного панциря лишена возможности двигаться сколько-нибудь быстро. Отвоевать место под солнцем в сегменте облачных услуг, который в обозримой перспективе останется едва ли не самым быстрорастущим на всём мировом ИТ-рынке, сумеют лишь те компании, которым удастся нащупать идеальный баланс между обеспечением гарантированной доступности своих услуг и их себестоимостью. В этих условиях унифицированные, хорошо масштабируемые недорогие и в то же время надёжные платформы представляются наиболее подходящим выбором, — так что поставщикам брендированных решений для ЦОДов придётся в ближайшее время приложить немало усилий, чтобы успешно состязаться с контрактными изготовителями «белых коробок».