Мы начали 2021 год в совершенно другом состоянии, нежели 2020-й. Роль сетей и, в более широком смысле, информационных технологий, часто была героической в деле обеспечения непрерывности бизнеса и его устойчивости перед лицом пандемии, хоть иногда становилась и объектом насмешек. Неважно, празднуют ли ИТ-директора успех или переживают поражение, они обязаны заглянуть за горизонт и своевременно выработать свой подход и стратегию для работы в постпандемическом мире.

Aruba определила четыре основные тенденции, с которыми предстоит столкнуться ИТ-директорам, и которые способны укрепить или же разрушить ИТ-стратегию организации:

  • появление персонала с гибридными рабочими местами и то, как это будет эволюционировать в период пандемии и после;
  • меняющаяся роль сетевой безопасности, интегрированной в архитектуру сети;
  • переход от показателей времени безотказной работы сети к показателям удовлетворенности пользователей, целостное понимание сети как составной части более широкого спектра ИТ;
  • курс на внедрение автоматизации в сетевые операции, невзирая при этом на сложности, порождаемые локальными сетями, WAN и облаком.

Гибридная рабочая среда пришла, чтобы остаться надолго

Несмотря на продолжающуюся вакцинацию от COVID-19, возможно, многие сотрудники не смогут работать в офисе на постоянной основе до конца 2021 года, а в некоторых случаях и вовсе не возвратятся. В результате общения с ИТ-директорами компаний стало ясно, что некоторый объем удаленной работы останется и после окончания пандемии. Это признание предвещает глубокие изменения в офисных пространствах, корпоративной культуре, технологиях подключения и сетевого взаимодействия.

То, что многие организации считали временной мерой для снижения риска инфицирования персонала в условиях пандемии — удаленную работу, трансформировалось в гибридную рабочую среду будущего, когда сотрудники могут работать дома, в офисе или где-либо еще — везде, где у них есть безопасное и надежное соединение.

Для информационных технологий этот кризис создал огромные проблемы, но есть здесь и свои плюсы. Руководство и советы директоров компаний уже осознали степень влияния ИТ на бизнес, в том числе и то, насколько быстро можно осуществить изменения, даже в столь стрессовых обстоятельствах.

Сейчас они изучают уроки пандемии, стремясь найти решение, как сделать сети, безопасность и курируемые ими ИТ-программы в целом более гибкими и динамичными. В результате ИТ приобрели значимую роль в продвижении амбициозных форм цифровой трансформации, даже ускоряя запланированные ранее изменения, вдохновленные высокой степенью адаптации персонала к тому, что сегодня называют «новой реальностью».

Безопасность должна рассматриваться в динамике — от конечных устройств до Edge-сетей и облака

Благодаря совершенствованию облачных технологий и развитию Edge-сетей с их бесконечным числом подключенных устройств (также из-за взрывного распространения Интернета вещей), методы внедрения безопасности являются теперь частью сетевой архитектуры, а не дополнительным компонентом корпоративной ИТ-среды.

С повсеместным внедрением удаленной работы и гибридной рабочей среды руководители отделов безопасности и ИТ-директора настаивают на взаимосвязанном подходе к безопасности. Оглядываясь на принципы проектирования сетей в прошлом, очевидно, что эксперты по безопасности в основном начинали с определения политики сети, а затем уже проектировали соответствующую ей топологию. Таким образом, топология и политика были тесно связаны друг с другом. Сегодня эта тенденция радикально меняется. Сетевые решения эволюционировали, обеспечивая значительную степень разделения, при которой политика программируется только лишь тогда и там, где это необходимо.

Сетевые решения с концепцией «нулевого доверия» (Zero Trust) останутся основным элементом эффективной безопасности, поскольку традиционные ИТ-задачи перемещаются из Edge-сети в облако или среду SaaS (Software-as-a-Service — «ПО как сервис»). Освободившиеся Edge-ресурсы в конечном итоге будут нагружены задачами, специфичными для IoT-устройств и операционно-технологических решений. Более того, с внедрением 5G сетевая архитектура вынуждена будет иметь дело с задачами граничных вычислений с множественным доступом (Multi-access Edge Compute, MEC) — как частных, так и публичных. Они все больше будут нуждаться в динамических подходах к политике безопасности, распространяющихся за пределы пользовательских рабочих процессов, к которым в первую очередь и оптимизирована сегодня концепция Zero Trust.

Удовлетворенность потребителей — важнейшая задача

Ключевые ИТ-показатели также развиваются. Теперь недостаточно просто поддерживать сетевую инфраструктуру в рабочем состоянии. Сегодняшний показатель — это удовлетворенность пользователей, которая, с точки зрения ИТ-директора, связана с продуктивностью сотрудников. Что, в конечном счете, может серьезно влиять на прибыльность бизнеса.

Отделы безопасности и сетевой поддержки теперь сосредоточены на обеспечении динамического взаимодействия, которое конечные пользователи ожидают от сервисов и приложений, выбранных ими для повышения производительности. Вместо того, чтобы запрашивать данные о том, какие устройства подключаются к сети, сотрудники этих отделов также должны сосредоточиться на обеспечении динамичности и гибкости с минимальным риском. Цель сетевого управления тесно связана с гибкостью бизнеса в целом. Используя соответствующие средства обеспечения безопасности, ИТ-директора могут более эффективно поддерживать эту все более динамичную ИТ-среду.

В конечном счете, ИТ-директора хотят иметь представление о доступности и производительности приложений за пределами самой сети, что, по сути, и волнует пользователей и руководителей бизнеса. Их интересуют не столько покрытые тайной принципы работы сети, сколько то, а был ли у конкретного пользователя негативный опыт работы с Zoom.

Устойчивый курс на автоматизацию сетевых операций

Развитие автоматизации сети связано с пониманием потребностей и опыта конечных пользователей. При этом результаты автоматизации не одинаковы во всей сетевой парадигме. Например, в центре обработки данных, которым гораздо легче управлять, чем WAN или локальной сетью, внедрение идет более масштабно. Изменения в ЦОДе происходят в основном в его естественной иерархической структуре, поэтому их легче понять и управлять ими, используя сценарии автоматизации.

Edge-сети (как LAN, так и WAN), с другой стороны, представляют собой более хаотичную среду, поскольку изменения вызываются факторами, которые не совсем контролируются ИТ-отделом, а именно постоянно меняющимися моделями поведения людей и устройств. Существует большая потребность в использовании приложений искусственного интеллекта и методов машинного обучения для того, чтобы чувствовать изменения сразу, как только они происходят, и моментально реагировать на те из них, которые кажутся устойчивыми, даже если это происходит в течение короткого промежутка времени. Уровень развития уже внедренных решений, обеспечивающих такое обучение механизмов автоматизации в Edge-сетях, значительно повысится в 2021 году. Также будет достигнут прогресс в их объединении с API и другими инструментами автоматизации, что обеспечит обещанную эффективность и понимание, которых так ждут ИТ-руководители.

Случившаяся пандемия вызвала рост интереса ИТ-директоров и руководителей ИТ-отделов к автоматизации Edge-сетей. Согласно недавнему опросу, проведенному среди 2400 ИТ-руководителей со всего мира, 35% из них планируют увеличить собственные инвестиции в сети на основе искусственного интеллекта, поскольку они нацелены на внедрение более гибких автоматизированных инфраструктур для поддержки гибридных рабочих мест.

Обеспечим успех в 2021 году

В 2020 году предприятиям и экономике пришли на помощь множество коммуникационных технологий, разработанных за последние 40 лет — от безопасности и облачных подключений до приложений, управляемых и обслуживаемых через сеть. В 2021 году четыре тенденции, описанные выше, могут обеспечить ИТ-директоров и руководителей ИТ-отделов инструментами, которые помогут эффективно преодолевать непредсказуемость как сегодняшнего дня, так и ближайшего будущего. Они позволяют стратегически позиционировать информационные технологии как важнейшую функцию бизнеса, необходимую для успешного маневрирования в любом раскладе будущего — вне зависимости от пандемий, ускоряющихся изменений в тенденциях корпоративной культуры и условий труда.

Екатерина Пряникова, глава департамента сетевых решений компании Aruba HPE в России