Перед любым современным высшим учебным заведением, или любым другим образовательным учреждением, с одной стороны, стоят задачи по организации традиционного образовательного и научного процессов. С другой стороны, в практике повсеместно закрепились новые форматы и подходы, соответственно, появляются новые требования, которые изменяют подходы к ИТ-инфраструктуры. Посмотрим, какие тренды с точки зрения ИТ являются наиболее требовательными к хранению и управлению информаций.
Удаленное обучение
Если начинать разговор про тренды, которые увеличивают потребность образовательных и учреждений в системах хранения данных, то, в первую очередь, речь о поддержке удаленного обучения.
2020 год стал переломным для сферы образования. Она вышла за рамки классического обучения и распространяется на новые популярные направления. Сегодня доступ к дистанционному обучению с использованием облачных сервисов становится определяющим. Студентам и преподавателям в любых условиях нужно иметь возможность эффективно выполнять свои задачи и обязанности, то есть, обмениваться документами, информационными материалами, а также удаленно проводить экзамены и т. д. Эти решения в той или иной степени внедрялись вузами до 2020 года, стали критически важными в разгар пандемии, активно используются сегодня и будут масштабироваться дальше и дальше. Объем онлайновых или удаленных сервисов будет только увеличиваться.
Необходимо новое решение, которое будет адаптироваться под изменяющуюся обстановку, предоставлять высокий уровень интеллекта автоматизации и гибкости по настройке тех или иных решений. С началом пандемии многие вузы оказались просто не готовы к переводу на дистанционный формат и очень быстрому внедрению новых ИТ-сервисов. У них не было достаточной емкости ИТ-инфраструктуры и архитектуры, которая бы позволила сделать это максимально быстро.
Научная деятельность и работа с большими данными и аналитикой
Второй тренд связан с поддержкой непосредственно научной деятельности, то есть, актуален для любой образовательной организации. Чаще всего это задачи, связанные с вычислениями, изучением различных научных областей — с обработкой больших объемов информации, в том числе в разрозненных репозиториях контента и базах данных. Такие задачи могут быть крайне требовательны к ресурсам. Работа с большими данными, аналитикой и изучение других направлений требует высокопроизводительных вычислений. Это означает, что вузам нужны достаточно производительные системы хранения, и многие заказчики по всему миру используют СХД именно для этого.
Интернет вещей в образовании
Уже много говорилось о том, что современные студенты чаще вооружены не ручками и тетрадками, а специальными готовыми устройствами, которые позволяют им максимально погрузиться в образовательный процесс. В перспективе у каждого студента будет свой собственный цифровой гаджет и отпадет необходимость в дополнительных бумажных учебниках. А для доступа в аудитории вуза и к базам знаний будет достаточно использовать цифровой ID со смартфона или планшета. Это позволит максимально упростить процесс обучения и контролировать различные активности, которые связаны со сбором данных, обработкой и обменом информацией. Под эти задачи также нужны высокопроизводительные системы хранения данных.
Новая архитектура СХД
Раньше перечисленные задачи решались с помощью специализированных массивов. Причем каждый массив решал свою определенную задачу, и фокус делался на сервисы обработки информации. Однако с 2020 года мы видим, что дальнейшая максимизация работы ИТ-инфраструктуры связана с интеграцией двух элементов — работы с данными и работы с операциями. Сегодня необходима новая архитектура, которая позволит максимально упростить процесс управления ИТ. Поэтому для этого необходимо решение, которое будет максимально обеспечивать все уровни работы ИТ-инфраструктуры. Оптимальное СХД-решение для новой эры управления данными должно обладать тремя основными характеристиками: дата-центричность, интеллектуальность и адаптируемость.
СХД среднего уровня по набору функций и возможностей приближаются к высокопроизводительным массивам ценовой категории enterprise. Ряд ведущих мировых вузов и научных центров уже внедрили эти продукты для решения своих задач. Заказчик, который выбирает такой массив, будь то вуз или любое другое учреждение, связанное с образовательной деятельностью, может наращивать мощности хранения и развиваться, как ему удобно, получая гибкость настройки и выбора вариантов развития.