В области управления дата-центрами наступили трудные времена, однако они также открывают новые возможности для ИТ-специалистов. Опрошенные порталом ZDNet эксперты затронули тему эволюции ЦОДов, а также поведали о том, какими знаниями и навыками должна обладать новая поросль администраторов и инженеров, чтобы соответствовать переменам.

Согласно отчету Uptime Institute «Data Center Industry Survey 2021», в этой индустрии по-прежнему сохраняется дефицит квалифицированных специалистов, и, как ожидается, в ближайшем будущем искусственный интеллект не поможет решить эту проблему. По мере роста спроса на цифровые навыки их нехватка становится все более острой. Кроме того, современным командам специалистов ЦОДов все чаще требуются как эксплуатационные навыки, так и навыки разработки.

Почти половина владельцев и операторов ЦОДов, принявших участие в опросе, сообщают о трудностях с поиском квалифицированных кандидатов, тогда как в 2018 г. об этом упоминало 38%. При этом 75% респондентов считают, что большинство специалистов дата-центров имеют долгосрочную гарантию занятости. Трое из четырех считают, что в какой-то момент ИИ снизит потребность в обслуживающем персонале, но половина из них прогнозирует, что этот сдвиг наступит не ранее, чем через пять или даже больше лет.

Лидеры отрасли сходятся во мнении, что в сфере управления ЦОДами настали сложные времена. Это в первую очередь связано с тем, что границы между разработкой и эксплуатацией продолжают размываться.

«По мере того, как сами данные и операционная модель, управляемая софтом, перемещаются в облако, основные функции администраторов — платформы, БД, сети — трансформируются в роли, предусматривающие разработку ПО, — говорит старший вице-президент и CIO Lenovo Артур Ху. — Новые функции требуют понимания того, как использовать программные технологии, лежащие в основе современной автоматизации ЦОДов. Примерами таких специалистов являются SRE-инженеры, инженеры по облачным технологиям, архитекторы решений и другие специалисты, которые повышают операционную эффективность и конкурентоспособность дата-центров».

По словам вице-президента по операциям CyrusOne Криса Напье, проблема, связанная с развитием дата-центров, заключается скорее в расширении рабочих функций, а не в их замещении посредством автоматизации. «По условиям действующих контрактов, крупные ЦОДы всегда требуют круглосуточного внимания. Инженер теперь должен не только уметь ремонтировать оборудование или заменять механические детали, но и в некоторой степени обладать навыками разработчика», — утверждает он.

Поскольку ЦОД быстро автоматизируется, инженеру «хорошо подходит набор навыков DevOps, сочетающий в себе навыки разработки приложений и администрирования инфраструктуры, — полагает директор по продуктам Scality Пол Спечале. — Ключевой ценностью здесь является умение писать скрипты и использовать API, которые предоставляются инфраструктурными решениями, такими как сети и хранилища данных». По его словам, в краткосрочной перспективе специалисты с такими навыками не смогут полностью заменить администраторов СХД, что связано с наличием традиционных массивов хранения, которые требуется обслуживать. Но со временем новые сотрудники дата-центров будут больше ориентироваться на навыки разработчика.

Какие возможности открываются в сфере управления автоматизированными ЦОДами?

«Предприятия продолжат переходить на облачные технологии, — говорит Ху. — По мере становления AIOps будет играть все более важную роль благодаря использованию таких технологий, как большие данные и интеллектуальная аналитика. ИТ-специалисты, разбирающиеся в этих областях, выйдут на передний план в формировании и управлении трансформацией ЦОДов».

Напье отмечает бум технологических компаний и платформ, каждая из которых разрабатывает свою версию информационной системы управления. Это «требует не только разработчиков, пишущих ПО, и продавцов, которые будут его продавать, но и инженеров, которые понимают, как интегрировать ПО в дата-центр».

Инженер ЦОДа «должен по-прежнему заниматься профилактическим обслуживанием оборудования, но при этом обладать техническими знаниями, чтобы использовать мобильные приложения и уметь копаться в любом типе системы и извлекать из нее телеметрию, — добавляет он. — Теперь все можно удаленно посмотреть, послушать и пощупать с помощью ПО — и сделать это еще до того, как инженер войдет в помещение. Это выходит за рамки традиционного понимания структуры дата-центров и применения ПО».

Рост автоматизации «будет способствовать использованию приложений и инструментов на базе ИИ и машинного обучения, а также инструментов, способных анализировать большие объемы данных, — считает Спечале. — Это открывает возможности для людей, которые могут работать в качестве аналитиков и специалистов по анализу данных и способны использовать новейшие инструменты для извлечения инсайтов из огромных объемов данных».

К каким новым рабочим обязанностям следует готовиться нынешним специалистам ЦОДов? Какое образование им нужно получить или какими навыками им следует овладеть?

«Специалисты дата-центров могут справиться с переходом на новые роли несколькими способами, — утверждает Ху. — Во-первых, они должны быть знакомы с базовой архитектурой различных публичных и частных облаков. Во-вторых, они должны оттачивать свои навыки в таких критически важных областях, как „инфраструктура как код“, DevOps, интеллектуальная аналитика, операции с данными, сборка и эксплуатация контейнеров (Kubernetes), сервисные сетки и бессерверные технологии. Обладая этими знаниями, они будут хорошо подготовлены к управлению дата-центрами сейчас и в будущем».

Во многих отношениях «поиск единорога теперь означает поиск человека, который сочетает диагностическое мышление с умением работать на технологической платформе, — говорит Напье. — Я не думаю, что мы когда-нибудь заменим инженера ЦОДа, но потребуется объединение двух крайностей — интеграции ПО и обучения имеющихся технических специалистов, которые учились в профессиональных школах или имеют сертификацию по специальностям в области электротехники и управления, систем вентиляции/механики и телекоммуникаций/кабельной структуры. Речь идет о мышлении механика с наложением данных».

Спечале говорит о «растущей потребности в навыках, сочетающих кодирование и познания в ИТ, требующихся для DevOps». Он также отмечает рост «облачных приложений и инфраструктурных решений, основанных на Kubernetes, которые будут высоко цениться. Это будет следующая волна после виртуализации серверов и облачных технологий, поэтому на передний план выйдут люди с опытом и образованием в области технологий Open Source, Kubernetes c его экосистемой».

Также наблюдается тенденция к появлению роли «ИТ-универсала». Это контрастирует с «более специализированными изолированными наборами навыков администраторов Linux, СХД и сетей, — добавляет Спечале. — Сейчас необходимы скорость и гибкость, открывающие возможности для людей, обладающих навыками работы со всем спектром инфраструктуры в ЦОДе. Автоматизация подразумевает наличие инструментов, умения писать скрипты и использовать API, поэтому высоко ценится сочетание навыков разработчика и общих ИТ-навыков».