Сети эволюционируют от ручного мониторинга к автоматизированному мониторингу и наблюдаемости. Мэри Шеклет, президент консалтинговой компании Transworld Data, рассказывает на портале Information Week о том, как организовать эту эволюцию и какие критические вопросы необходимо решить ИТ-отделу.

Не так давно одна компания попросила меня проанализировать ее ИТ-документацию, поскольку она готовилась к аудиту. Документация по системам, оборудованию и ПО была в порядке, но сетевая часть представляла собой солянку из документов, не описывающих существующие связи. Вместо этого они рассказывали о том, что в сети было быстро сделано много изменений, чтобы интегрировать приобретенную организацию и добавить множество новых пользователей в разных местах.

Компании часто оказываются в подобной ситуации. Они быстро меняются, и им трудно поддерживать документацию сети в актуальном состоянии. Еще большую тревогу вызывает неспособность разработать четкую дорожную карту сети, которая учитывала бы будущие потребности, расширение и безопасность.

Как разработать эффективную дорожную карту сети, не переставая обеспечивать текущие рабочие нагрузки? Действуйте шаг за шагом. Создание дорожной карты сети — это захватывающее стратегическое упражнение, но сначала необходимо оценить и понять существующую базовую сеть.

В этом процессе есть множество шагов. Их выполнение при одновременном управлении ежедневным состоянием и работой сети может оказаться сложной задачей. Поэтому полезно разбить построение дорожной карты сети на ряд систематических шагов и рассматривать каждый шаг по отдельности.

Шаг 1: Пересмотрите цели по производительности и рабочей нагрузке

Какие уровни сетевой производительности должны ежедневно обеспечиваться для бизнеса? Где они достигаются, а где нет? Насколько разнообразны целевые показатели вашей сети? Например, организация может иметь внутреннюю сеть для сотрудников и внешнюю телемедицинскую сеть для врачей и пациентов. Каждая из них, вероятно, имеет различные цели по производительности, пропускной способности и качеству обслуживания (QoS).

Проанализировав показатели и тенденции производительности, вы сможете увидеть сильные и слабые стороны сети при построении дорожной карты.

Шаг 2: Автоматизируйте документацию

Будущее сети — это автоматизация. Она должна начинаться с того, что, вероятно, является «ахиллесовой пятой» большинства сетей — с документации.

Большинство сетевой документации по-прежнему ведется вручную и устарело. Сетевые администраторы часто оказываются похожими на инженеров САПР, разрабатывая схемы сети с нуля — если их ежедневная работа позволяет им выделять на это время.

Одним из решений является автоматизированная сетевая документация. На рынке существуют инструменты, которые сканируют вашу сеть и создают свои собственные схемы сети, которые вы можете подправлять или добавлять примечания в случае необходимости.

Шаг 3: Наметьте направление развития мониторинга сети

Все хотят перейти на 5G, усилить Wi-Fi, поддерживать видео по требованию, аудио, полезную нагрузку данных и множество устройств и платформ, но как контролировать сети при таком уровне сложности?

Предлагаемый путь — автоматизация сети, которая переходит от ручного мониторинга к автоматизированному мониторингу и наблюдаемости.

Сегодня компании используют сочетание ручного и автоматизированного мониторинга. Сетевые специалисты проверяют информационные панели и углубляются в проблемные области. Существует также ПО для мониторинга и автоматизации, которое сканирует точки входа в сеть на предмет уязвимостей и нарушений безопасности, обеспечивает отслеживаемость и выполняет автоматизированные функции, такие как обновление ПО до последних версий на всех устройствах в сети. Некоторые из этих программ отслеживают периферийные технологии Интернета вещей (IoT), выдавая предупреждения при обнаружении сетевых аномалий или отклонений.

Когда обнаруживаются проблемы в сети, сетевые специалисты должны досконально разобраться в них, определить первопричины, чтобы их можно было устранить. Именно здесь на помощь приходит следующее поколение мониторинга сети — наблюдаемость.

Шаг 4: Определите путь автоматизации своей сети

Автоматизация — это путь развития сети, и большинство компаний хотят автоматизировать больше элементов мониторинга и перейти к стадии наблюдаемости сети, когда искусственный интеллект может сказать вам не только, что что-то не так, но и почему это не так. Использование ПО наблюдаемости, которое использует машинное обучение для изучения динамики вашей сетевой инфраструктуры, чтобы иметь контекст для устранения проблем, может сократить время решения проблемы, поскольку оно не только выдает предупреждения, но и говорит вам, почему эти предупреждения могут возникать на основе того, что оно знает и что оно наблюдало. Это сокращает время ручного анализа первопричины.

Наблюдаемость использует сетевые журналы, чтобы определить, когда произошли определенные события, связанные с проблемой, кто или что вызвало проблему и т. д. Она отслеживает такие показатели, как объем памяти или пропускной способности, использованной определенным сетевым запросом, и отслеживает события по мере их перемещения от одного сетевого узла к другому.

Наблюдаемость на основе ИИ может просеять множество сетевых предупреждений, изолируя только те, которые имеют значение, поскольку она понимает операционную инфраструктуру сети. Она может выявить коренные причины того, что не так. Именно это ускоряет решение проблемы сетевыми специалистами и является будущим автоматизации сети.

Шаг 5: Решите, что делать дальше

Большинство компаний признают, что наблюдаемость и полная автоматизация сети — это будущее их мониторинга сети, поэтому ключевым моментом для построения дорожной карты сети будет заполнение всех точек между тем, где сеть находится сейчас, и конечной точкой, которой может стать полная наблюдаемость сети.

Это также означает, что наиболее вероятными шагами будут постепенный прогресс в автоматизации и поэтапное выделение значительных средств на инструменты автоматизации сети.

Во всех случаях, вероятно, наблюдаемость и полная автоматизация будут тестироваться постепенно, чтобы укрепить доверие к технологии и определить точки вмешательства ИТ-персонала в новые автоматизированные сетевые процессы.