Автоматизация сетей набирает обороты. Опрошенные порталом Network Computing эксперты рассказывают о том, как можно полностью раскрыть потенциал этой мощной технологии.

Автоматизация сети использует преимущества программируемой логики для управления сетевыми службами и ресурсами. Такой подход позволяет командам сетевых операций (NetOps) настраивать, масштабировать, защищать и интегрировать сетевую инфраструктуру и сервисы приложений гораздо быстрее, чем при выполнении операций вручную.

До недавнего времени большинство сетевых операций выполнялось вручную. «С приходом искусственного интеллекта все должно стать быстрее, лучше и проще, поэтому нельзя продолжать работать вручную, — говорит Маттиас Фридстрем, вице-президент и главный евангелист поставщика телекоммуникационных услуг Arelion. — Операторы, которые поймут это и возьмут под контроль стратегию автоматизации сети в ближайшие годы, обеспечат себе успех».

Решение проблем с помощью автоматизации сети

Никос Катинакис, технический директор компании Zayo, специализирующейся на телекоммуникационных инфраструктурах, отмечает, что в большинстве сетей существуют различные участки автоматизации. Чтобы получить максимальную отдачу от сетевой автоматизации, он рекомендует разработать план, направленный на каждый из них, чтобы в определенный момент все они объединились. «Это сложная головоломка, для решения которой нужна стратегия, — говорит он. — Точечные решения, исправляющие одну небольшую часть проблемы, могут дать немедленное облегчение в конкретной болевой точке, но не продвинуть организацию вперед каким-либо значимым образом».

Катинакис считает, что автоматизация, ИИ и аналитика должны использоваться как стратегические инструменты для решения задач краткосрочной эффективности, а также долгосрочных задач, таких как повышение уровня клиентского опыта и принятие решений для будущего роста бизнеса и инноваций.

По словам Сандипа Вохра, директора по стратегии в Северной и Южной Америке коммуникационного интегратора Orange Business, для тех, кто внедряет мультиоблачные технологии, непосредственной задачей является обеспечение одинакового понимания управления мультиоблачной сетью всеми участниками процесса. «Существуют различные типы мультиоблака, каждый из которых имеет свои уникальные требования к управлению», — отмечает он. Одним из таких типов является сочетание «публичное облако — публичное облако», другим — «частное облако — гиперсмасштабируемое облако». «При большом количестве различных приложений и платформ все стороны должны работать в рамках одного и того же определения мультиоблака, — считает Вохра. — Без этого заинтересованные стороны вносят дополнительную фрагментацию в существующие технические сложности».

Основные опасности

По словам Вохры, безопасность и суверенитет данных часто являются основными «слепыми пятнами» в стратегиях управления мультиоблачными технологиями, поскольку они связаны со сложными и меняющимися нормативными требованиями, а также с широким спектром потенциальных рисков и угроз безопасности. Когда организации используют несколько облачных провайдеров и платформ, они должны обеспечить защиту своих данных и их соответствие различным нормативным требованиям, таким как GDPR, HIPAA и PCI DSS. «Это может быть непросто, поскольку у разных облачных провайдеров могут быть разные стандарты безопасности и соответствия, что может привести к несоответствиям и пробелам в политиках безопасности и средствах контроля», — отмечает Вохра.

К типичным уязвимостям мультиоблачных систем относятся несанкционированный доступ, утечка данных и кибератаки. «Эти риски могут возникать из различных источников, таких как неправильно настроенные облачные ресурсы, небезопасные API и непропатченные уязвимости ПО, — говорит Вохра. — Кроме того, сложность мультиоблачных сетей может затруднить своевременное и эффективное обнаружение и реагирование на инциденты безопасности».

Максимизация пользы от автоматизации сети

По словам Фридстрема, лучший способ добиться максимального эффекта от автоматизации сети — сосредоточиться на собственной модели данных организации, которая должна охватывать все существующие системы и приложения. «Убедитесь, что вы знаете, где хранятся ваши основные данные, чтобы у вас был единый источник правды», — советует он.

Фридстрем добавляет, что эффективность автоматизации сети часто достигается при объединении источников данных для поиска аномалий или сходств. «Такой подход включает в себя наличие корректной и взаимосвязанной системы инвентаризации, которая поддерживает автоматизацию многих процессов, — объясняет он. — Контроль над данными также позволяет делиться ими с клиентами, чтобы они могли использовать эти данные для самообслуживания».

По словам Фридстрема, многие организации непреднамеренно препятствуют автоматизации сети, добавляя новые системы хранения данных, которые являются разрозненными. «Поначалу вам может показаться, что система управления поставщика оборудования хорошо подходит для хранения некоторых данных инвентаризации сети, — говорит он. — Но если эта система не подключена и не синхронизирована должным образом с другими подобными системами, то вскоре у вас появятся два источника данных».

Катинакис подчеркивает важность внутреннего сотрудничества для раскрытия потенциала автоматизации. «Как технический директор, я несу большую часть ответственности за разработку и реализацию плана автоматизации», — говорит он. Тем не менее, окончательный план должен быть согласован с усилиями всей организации. «Когда речь идет о разработке и внедрении новых и инновационных технологий, все команды — инженеры, специалисты по безопасности, продавцы, менеджеры по продуктам — должны быть едины в своем видении и готовности изменить способ взаимодействия с сетью и методы своей работы», — считает он.

Взгляд в будущее

«Мы находимся в точке технологического перелома, когда появление доступного ИИ позволяет нам переосмыслить то, как мы работаем, — говорит Катинакис. — Применительно к сети мы можем автоматизировать рабочие процессы, предоставлять рекомендации и делать принятие решений более эффективным».