Система R/3 компании SAP для крупных фирм информационных технологий может стать haute couture (“высокой модой”). Но другие комплекты приложений в большей степени удобны для средних фирм, стремящихся выглядеть менее экстравагантными

 

Эду Бисли из фирмы Escada

не подходит стиль R/3

Только превосходные ткани и первоклассные модельеры могут устроить одного из лучших кутюрье  -  американскую фирму Escada. Но когда ей потребовался комплект приложений масштаба предприятия, лидер рынка система R/3 фирмы SAP оказалась, по мнению Эда Бисли, главы технологической службы в сети эксклюзивных розничных продаж, слишком экстравагантной.

 

И дело не в цене R/3. Скорее, становящиеся все более печально известными трудности внедрения и связанные с этим задержки обещанного улучшения бизнес-процессов вынудили Бисли обратиться к менее модному поставщику  -  фирме Lawson Software и ее основным клиент-серверным приложениям.

 

Подобно многим администраторам информационных систем (ИС) в компаниях среднего размера (доходы фирмы Escada в США составили в 1995 году 160 млн. долл.), Бисли отдает один из самых важных приоритетов замене устаревших систем мини-компьютеров высокопроизводительными клиент-серверными системами, и эта замена должна производиться быстро, укладываясь в смету в условиях ограниченных ресурсов.

 

Естественно, Бисли подумывал о покупке системы R/3  -  ведущего в мире комплекта клиент-серверных приложений. Но после того как его коллеги из более крупных и процветающих фирм, имевших дело с R/3, рассказали ему ужасные истории о растущих как снежный ком затратах и задержках с реализацией проекта, он разочаровался. “Если я решусь потратить 250 000 долларов на установку финансовой системы, включая все ПО, консультирование и обучение, я уже не смогу прийти и сказать: мне нужно еще

 

50 000 или 100 000 долларов”,  -  объясняет Бисли.

 

“КРУТЫЕ”

 

Клиенты типа Бисли внесли еще один нюанс в проблемы с реализацией R/3. Администраторы ИС компаний средних размеров  -  имеются в виду компании с годовым доходом от 50 до 750 млн. долл.  -  обычно работают с немногочисленным персоналом и поэтому нуждаются в дополнительной внешней помощи для освоения R/3. Кроме того, они располагают меньшим бюджетом и гораздо меньшим правом на ошибки, чем их хорошо обеспеченные коллеги, входящие в список 500 крупнейших компаний, публикуемый журналом Fortune. Когда речь идет о системе R/3, два этих требования оказываются в противоречии друг с другом. Вот почему некоторые администраторы из таких компаний задаются вопросом: “Перевешивается ли риск преимуществами, которые сулит использование R/3?”

 

Эти опасения действуют отрезвляюще на SAP. Система R/3 имеет самые высокие шансы на то, чтобы после Lotus Notes потрясти корпоративный мир Америки. Пользователям нравится интегрированная природа клиент-серверных приложений (финансы, производство, распределение и людские ресурсы), а SAP удалось выйти в лидеры на рынке бизнес-приложений США (см. диаграмму).

 

Но несмотря на документально подтвержденный успех фирмы SAP, попавшей в список 500 крупнейших компаний, система R/3 не пользуется такой же популярностью, как Lotus Notes, на огромном рынке средних компаний средних размеров в Америке, где существует здоровая конкуренция.

 

ИЗДЕРЖКИ СЛОЖНОСТИ

 

Сложность  -  вот главная причина того, почему отделы ИС средних фирм отворачиваются от системы R/3. Модули интегрированного ПО предлагают богатый набор вариантов, но до установки любого из этих модулей пользователи, даже если им не нужны все функции, должны конфигурировать тысячи таблиц.

 

Этой сложностью определяется дорогостоящий и занимающий много времени ввод системы в работу, чего компании, скованные жесткими финансовыми рамками, стараются по возможности избегать. По оценкам экспертов, издержки таких компаний в среднем в 3 - 5 раз превышают стоимость ПО и им требуется девять месяцев на запуск R/3 в работу. Это меньше, чем десятикратные по сравнению со стоимостью ПО расходы и годы, затрачиваемые крупными компаниями с большим управленческим персоналом на ввод в эксплуатацию R/3. Однако это намного превышает расходы на внедрение стандартного приложения на хост-машине, как это было в восьмидесятых годах, когда на 1 доллар стоимости ПО приходился 1 доллар затрат на установку.

 

Кроме того, малочисленность персонала отделов ИС в компаниях среднего размера все больше вынуждает оглядываться на стоимость внешней экспертизы. В связи с появлением производителя R/3 в списке 500 крупнейших компаний консультанты берут в среднем по 1500 долларов в день. И даже при такой цене качество может оставаться под большим вопросом. Энди Хафер, руководитель технологической службы компании Hydro Agri North America (Тампа, шт. Флорида), пытаясь установить R/3, обращался в восемь различных консультативных фирм. Ему приходилось платить по 200 долларов за час общения с консультантами-новичками, которых приходилось “отсеивать”, поскольку они были недостаточно квалифицированны.

 

В результате средние компании пытаются выбрать путь наименьшего сопротивления. Оливия Садати, вице-президент компании KPMG-SETAG (Бока-Рейтон, шт. Флорида), помогающей средним и крупным фирмам установить систему R/3, заметила, что крупные компании для помощи в установке одного модуля бухгалтерского учета привлекают двух-трех консультантов по R/3 и нескольких экспертов по реорганизации бизнес-процессов. Компания же среднего размера может себе позволить только одного консультанта на модуль.

 

Как только собственные сотрудники таких компаний пройдут обучение, есть риск что они уйдут в консультативные фирмы или в фирмы из публикуемого журналом Fortune списка 500 крупнейших компаний, которые могут предложить им более высокую зарплату. Один из руководителей отдела ИС в компании среднего размера, являющейся пользователем системы R/3, скрывает сам факт ее использования, опасаясь возбужденных агентов по найму. Он говорит, что “каждый раз, когда мое имя упоминается в связи с SAP, мой телефон раскаляется от звонков "охотников за головами"”.

 

Несмотря на все это, никто не может сказать, что средние компании полностью избегают R/3. Некоторые из них, особенно те, которые работают с несколькими иностранными валютами или планируют быстрое расширение, обременяют себя системой R/3, связанными с ней проблемами и всем прочим. Они хотят иметь гарантии того, что их бизнес не перерастет возможности их ПО для решения деловых задач.

 

По словам Рона Мандена, старшего вице-президента корпорации Accugraph (Эль-Пасо, шт. Техас), “это гораздо более крупная система, чем нам сегодня нужно”. Однако компания заложила фундамент для быстрого роста до 100 млн. долл. “Замена систем бухгалтерского учета весьма болезненна, поэтому мы хотели бы использовать ее в течение продолжительного времени”,  -  сказал он.

 

Для того чтобы справиться с процессом ввода в работу, некоторые из этих компаний используют отраслевую аксиому, известную как правило 80/20. Ее посылка заключается в том, что 80% полезности системы обеспечиваются использованием 20% ее возможностей. И напротив, для того чтобы воспользоваться остальными 20%, требуется 80% усилий. Применяя правило 80/20, администраторы ИС могут установить систему R/3 и начать работать с ней быстрее, чем если бы они попытались сразу же освоить все ее функции.

 

Компании Hydro Agri удалось запустить четыре модуля системы R/3 за восемь месяцев, используя только те возможности, которые обеспечивали основные бизнес-функции, например счета дебиторов. Как сказал Хафер, после того как система проработала один год и три месяца, компания добавила несколько полезных вещей, в которых сначала не было насущной потребности.

 

Все это, скорее всего, изменится в будущем. Утвердившись в списке 500 из журнала Fortune, компания SAP знает, что она должна завоевать рынок компаний средних размеров, чтобы сохранить темпы своего роста. По словам Брайана Плага, президента канадского отделения фирмы SAP и исполнительного директора, отвечающего за инициативу этой фирмы в отношении рынка для средних компаний, SAP проводит исследования под названием Heidelberg для определения того, как упростить систему R/3 и расширить услуги с учетом потребностей и финансовых возможностей среднего рынка.

 

Планируется добавить в R/3 набор “супер-переключателей”, которые позволят тем, кто вводит систему фирмы SAP в работу, “включать” различные функции, отвечающие конкретным потребностям пользователя. Также рассматривается возможность создания канала реселлеров, добавляющих услуги, которые будут продавать ПО и услуги по фиксированной цене.

 

Но все это не так просто, и в ближайшем времени больших изменений не предвидится. Компания SAP уже отказалась от своих планов в отношении R/3 Lite, более дешевой системы с подмножеством функций R/3. Так что планы Heidelberg не будут объявлены до следующего года.

 

Но даже если SAP уменьшит издержки на установку и сложность системы R/3, это ПО не обязательно станет достаточно привлекательным комплектом для средних компаний. Когда Бисли недавно ознакомился с модулем обработки заказов системы R/3, он обнаружил, что в нем нет возможностей, которые ему нужны для поддержки многопозиционной классификации запасов компании Escada. “Я вовсе не собираюсь порывать с ними,  -  сказал Бисли.  -  SAP явно на коне. Но я просто не понимаю, почему у SAP нет таких возможностей”.

 

Линда Радосевич

НАПРЯМУЮ

 

С 1 по 3 мая в отеле Madison (Вашингтон) Американский институт проводит семинар по установке системы R/3 компании SAP.

 

На секциях будут рассматриваться прикладные исследования компании, проведенные вместе с пользователями, а также будут организованы классы “Как сделать...” и курсы для руководителей. Для получения дополнительной информации звоните по телефону:

 

(212) 661-3500, добавочный 3228.

Лучшие производители

Оценка доли на рынке в 1995 году ведущих интегрированных

комплектов клиент-серверных приложений масштаба предприятия

Источник: корпорация Oracle

Версия для печати