Если бы в Голливуде снимали триллер о программистах с названием "Ужас", то, несомненно, в драме ночных кошмаров опытные инженеры попали бы в оковы унаследованных программных продуктов, в то время как молодые специалисты захватили бы все работы в области увлекательных новых технологий.

 

Однако Голливуду не приходится снимать этот фильм. Он уже разворачивается в корпорациях по всей стране. Менеджеры по информационным технологиям пытаются решить проблему, как сделать, чтобы их программисты унаследованных (морально устаревших) систем чувствовали себя в преуспевающем сообществе информационных технологий участниками, а не узниками

 

Настроение менеджеров по

информационным технологиям

поднимется, если программисты

унаследованных систем будут

чувствовать себя заинтересованными -

а не обманутыми - своими

большими системами

"Что вызывает наибольший страх у профессионалов по информационным системам? Техническое устаревание,  -  утверждает Джон Кин, президент фирмы Keane (Бостон), являющейся консультантом в области ПО.  -  Вот почему никто не хочет работать на унаследованных системах".

 

Хотя нередко персонал жаждет проектов в среде клиент  -  сервер, менеджеры должны найти способ стимулировать выполнение работ по поддержанию функционирования систем непрерывного действия(которые часто работают на устаревших мэйнфреймах или на мини-ЭВМ). Взять, к примеру, Rollins Environmental (Уилмингтон, шт. Делавэр)  -  компанию, занимающуюся обезвреживанием опасных отходов.

 

"Один из наших заводов все еще работает на мини-ЭВМ Data General",  -  сообщил руководитель проекта Джон Герман, который соглашается, что "это далеко за критической чертой".

 

Пока не существует таких вещей, как пакет ПО для управления переработкой опасных отходов, который можно купить в магазине программного обеспечения, так что Rollins должна поддерживать доставшиеся ей в наследство приложения.

 

Мотивационная терапия

 

В компаниях, где доставшиеся в наследство системы конкурируют с технологией клиент  -  сервер и платформами на новейших аппаратных средствах, мотивационные побуждения для программистов должны быть весьма хитроумными. По мнению менеджеров, ряд стратегий может помочь программистам унаследованных систем не забывать о системах непрерывного действия для важных задач.

 

Что сработает? Что-нибудь такое простое, как подтверждение, что унаследованный опыт ценится так же высоко, как и мастерство в среде клиент  -  сервер. Унаследованные платформы не уходят в прошлое, несмотря на первоначальные предсказания и тенденции на рынке труда.

 

"Специалистов с опытом работы на мэйнфреймах труднее найти, особенно, если речь идет о системных специалистах, производящих переход к среде клиент  -  сервер,  -  считает Роберт Захлер, партнер в вашингтонской юридической фирме Shaw, Pittman, Potts и Trowbridge, которая часто заключает договора со сторонними исполнителями.  -  Так как все больше компаний прибегают к помощи сотрудников со стороны для работы с унаследованными системами, консультационные фирмы делают приоритетным нахождение специалистов с таким опытом".

 

Большую роль играет, как всегда, система поощрений. Компания National Heritage Insurance (NHIC, Остин, шт. Техас), "дочерняя" компания финансирующей программу Texas Medicaid корпорации Electronic Data Services (EDS), присуждает награды и призы программистам унаследованных систем, сообщил Марк Барнер, менеджер по информатизации компании.

 

"Задача состояла в следующем: сделать так, чтобы дополнительная работа была выполнена",  -  сказал Барнер. Для программы поощрений компания NHIC подготовила перечень под названием CSR (требования к обслуживанию компьютера). Компания присваивает баллы бригадам в соответствии с выполнением требований CSR. "Это привлекательная альтернатива переходу на технологию клиент - сервер,  -  заявил Барнер.  -  Люди с опытом начинают ощущать свою ценность".

 

Результат? Некоторые программисты перешли на технологию клиент  -  сервер, но многие пожелали остаться работать на унаследованных системах. Для каждого из таких сотрудников компания NHIC разработала план профессионального роста, включающий обучение языкам, таким, как Си, чтобы их мастерство не устарело.

 

Корпорация EDS, владеющая контрольным пакетом акций компании NHIC, считает, что необходимо сочетание поощрений и дополнительного обучения. "Некоторые из наших лучших программистов работают в унаследованных областях,  -  сказала Селли Скарбруг, руководитель административной службы EDS.  -  Мы позволяем им зарабатывать поощрения, обучать других, а затем продвигаем их к новой технологии". Часто программисты обнаруживают, что новая технология означает долгие часы напряженной работы и стресс. Скарбруг дает им возможность вернуться назад к унаследованным системам как к отдыху. "Сотрудников, которые хотели бы работать с унаследованными системами, я собираюсь продвигать и награждать", -  говорит она.

 

Поощрения по Тэйлору

 

Когда предлагаются поощрения, руководители должны учитывать предпочтения работников. То, что подходит для одного сотрудника, не годится для другого, считает Джеймс Гоффман, руководитель проекта в фирме Burke, компании по изучению рынка (Флоренс, шт. Кентукки).

 

Барнер из NHIC согласен. "В конечном счете все сводится к беседе с глазу на глаз,  -  сообщил он.  -  Смысл политики состоит в том, чтобы убедить, что среда не так громоздка и стара".

 

Одна из сделанных NHIC уступок состояла в том, чтобы позволить программистам унаследованных систем работать дома каждую десятую неделю, когда они находятся на круглосуточном дежурстве. Работа требует контроля за сотнями тысяч транзакций, относящихся к обработке требований. Некоторые сотрудники предпочитают работать ночью, некоторые  -  рано утром.

 

"Дежурства  -  это именно то, что они ненавидят,  -  сказал Барнер.  -  Но мы компенсируем им пару дней после цикла дежурств. Благодаря этому они чувствуют себя лучше".

 

Для некоторых компаний премирование неосуществимо. Но обучение новой технологии может рассматриваться как должное, считают менеджеры. "Чем больше сотрудники знают, тем важнее они для компании,  -  заявляет Маргерит Уоддок, начальник бригады в корпорации Toner  -  агентстве по занятости рабочей силы высокой квалификации (Сакраменто, шт. Калифорния). Для конкурентов это тоже важно, но большую роль играет лояльность, если с сотрудником обращаются как с человеком, который может и должен продолжать учиться".

 

Этой рекомендации следует Брайан Проуфета, руководитель проекта в компании Joy Mining (Хьюстон). "Если бы я был менеджером, я бы выделял от 5 до 10% времени персонала на обучение новым технологиям, потому что необходимы сконцентрированные действия, чтобы помочь росту людей".

 

И при стратегиях, подобных этой, фильм ужасов, проходящий в сознании программистов унаследованных систем, может превратиться в хороший побудительный мотив.

 

Лора Смит

Версия для печати