Уроки WEB-мастера

 

Вы решили нанять кого-то со стороны для проектирования Web-узла. Что следует принять во внимание прежде, чем поставить подпись под контрактом?

 

Рассмотрим несколько различных типов консультантов.

 

- HTML-хакеры  -  великолепные мастера, когда нужно сконструировать отдельные страницы, но чаще всего они не имеют понятия о проектировании интерфейса. А ведь задача состоит не в создании не связанных общей навигационной структурой страниц, а в разработке Web-узла в целом.

 

- Профессионалы пользовательских интерфейсов умеют создавать страницы, удобные и легкие в интерактивной работе. Если они еще и обладают опытом построения гипертекстовых систем, то смогут спроектировать пригодную структуру взаимодействия и навигационные средства. Как специалист по пользовательским интерфейсам, я должен признать, что традиционно в этой области первостепенное внимание уделялось построению интерактивных систем, легких в изучении и эффективных в использовании. Значительно меньшие усилия были затрачены на создание "соблазнительных интерфейсов" (seductive interfaces  -  термин, придуманный Тимом Скелли). Для страниц Web легкость изучения все еще остается важным критерием, так как, если посетитель не сможет сообразить, что делать и как искать информацию, он быстро покинет узел. Однако привлекательность (или, что более сочно звучит, "соблазнительность") становится в Web значительно более существенным фактором, чем в обычных интерактивных системах.

 

- Рекламные агентства с большим удовольствием возьмут с вас 20 - 150 тыс. долл., чтобы спроектировать узел Web, который будет выглядеть как серия красивых журнальных реклам, но вряд ли они сумеют "выжать" всю функциональную мощь интерактивной среды. Все большее число агентств создают группы Web-конструкторов, стремясь занять место на рынке проектирования WWW. К сожалению, часто единственное, что привносится в старые рекламные технологии и электронно-издательские процессы,  -  это сам термин "новая среда" (new media).

 

Однако онлайновая информация, которая этим рекламным профессионалам кажется абсолютно новой технологией, имеет богатую историю. Я работал над своим первым гипертекстовым проектом еще в 1984 г., а настоящие пионеры, такие, как Энгельбарт, Нельсон и ван Дам (Engelbart, Nelson, van Dam), начали работы в этой области в 60-х годах.

 

Следует признать, что ни одна из рассмотренных профессиональных категорий не подходит полностью для проектирования Web. Что же делать? Я рекомендую групповой подход. Найдите специалистов с опытом реализации интерактивных программ, а также профессиональных знатоков пользовательских интерфейсов и по меньшей мере одного рекламного специалиста или профессионала в области некомпьютерных коммуникаций.

 

Нанимая консультанта или группу программистов для разработки Web, не смотрите демо-версии других узлов, сделанных этими людьми. Лучше посетите эти узлы через Internet до того, как проектировщики вам о них расскажут. Попробуйте поработать с их Web-страницами без дополнительных пояснений руководителя группы разработчиков и оценить качество проектирования страниц с точки зрения простоты навигации. Попробуйте простые упражнения:

 

Во-первых, проследуйте по цепочке наиболее интересных связей и посмотрите, куда они приведут. Ответьте: знаете ли вы, куда попали? Знаете ли вы, как найти связанную информацию?

 

Во-вторых, вернитесь к базовой странице (homepage) и попробуйте найти информацию, которая, как вы предполагаете, должна быть на этом узле. Удалось ли найти эту информацию? Если ее нет, то за сколько времени вы убедились, что проведен исчерпывающий поиск.

 

Важно выполнить оба упражнения прежде, чем вы увидите демо-версии Web-узла, который спроектировали кандидаты на получение вашего заказа. Дело в том, что, когда вам все объяснят, вы уже не сможете сыграть роль новичка, пытающегося первый раз поработать с незнакомым сервером.

 

В следующей публикации: "В защиту печати"

 

Яков Нильсен

Версия для печати