Уроки Web-мастера

 

 Кадры: просто скажи "Нет"!

 

Это краткое введение представляет собой пример стиля "перевернутой пирамиды", при котором публикация начинается с вывода. Если бы я хотел написать колонку о кадрах (frames), я бы далее привел один-два примера, почему кадры  -  это плохо (вы не можете создать закладку или напечатать изображение), и закончил бы обсуждением фундаментальных вопросов (кадры мешают перемещению пользователя и ломают базовую пользовательскую модель Web, состоящую из единых страниц).

 

Один из профессиональных рисков, связанных с получением степени доктора философии,  -  это выраженная предрасположенность к традиционному пирамидальному стилю изложения. Обычно я пишу так, как меня учили  -  начиная с основ и постепенно продвигаясь к выводам. Авторы большинства научных статей и инженерных отчетов начинают с формулировки проблемы, затем рассматривают предшествующие достижения и переходят к подробному обсуждению различных возможностей, которые они рассматривали, и методов, которые они использовали. Пробравшись через двадцать страниц основ, терпеливый читатель может найти раздел под названием "Результаты", содержащий подробные таблицы, диаграммы и статистические тесты, а еще через пять страниц  -  добраться до выводов, занимающих страницу или около того. Уф+

 

Журналисты давно придерживаются обратного подхода: в начале статьи сообщить читателю вывод ("После длительных дебатов Ассамблея проголосовала за увеличение налогов штата на 10%"), затем привести самую важную вспомогательную информацию, а в конце дать историю вопроса. Этот стиль называется перевернутой пирамидой по той простой причине, что он переворачивает традиционный пирамидальный стиль. Он полезен в газетах, потому что читатели могут в любой момент остановиться и тем не менее не пропустить самые важные части статьи.

 

Для Web "перевернутая пирамида" оказывается еще более важной, потому что мы знаем из нескольких исследований поведения пользователей, что они не пользуются прокруткой, так что часто оказывается, что они прочитали только верхнюю часть статьи. Если пользователям очень интересно, они воспользуются прокруткой, и эти немногие целеустремленные души доберутся до основания пирамиды и узнают всю историю во всех ее кровавых подробностях.

 

Журналистика в Web определенно отличается от печатной журналистики. Например, Мелинда МакАдамс в исследовании узла Digital Ink газеты Washington Post отмечает, что онлайновые газеты сохраняют онлайновый доступ к статьям в течение нескольких лет. Это также означает, что авторы могут включать связи на старые статьи вместо того, чтобы в каждой статье приводить краткий обзор предшествующих событий. Кроме того, как отмечает Сэм Винсент Меддис, можно включить связи на полные исторические материалы и построить наборы связей на несколько подходов к вопросу (как я на самом деле поступил с двумя связями в этом абзаце).

 

Другими словами, Web  -  это среда со связями, а мы знаем из теории гипертекста, что написание материалов для взаимосвязанных информационных пространств отличается от написания линейных потоков текста. В действительности профессор английской литературы Джордж Лэндау придумал фразы "риторика отправления" и "риторика прибытия", чтобы подчеркнуть, что оба конца связи должны давать пользователям некоторое представление о том, куда они могут отправиться, а также о том, почему им должна быть интересна страница, на которую они прибыли.

 

Следовательно, мы должны ожидать, что авторы Web будут разбивать свои произведения на более мелкие связные фрагменты, чтобы избежать прокрутки длинных страниц. Структура каждой страницы будет соответствовать перевернутой пирамиде, но вся работа в целом будет напоминать скорее набор пирамид, плывущих в киберпространстве, нежели традиционную "статью". K несчастью, научиться этому новому стилю письма непросто. Как видите, я сам еще не достиг этой цели.

 

Якоб Нильсен

 

В следующей публикации: Рецензия на онлайновый журнал Slate.

Версия для печати